Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Пять воззрений китайской философии
10 августа 2017 22 905 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

«Лучше иметь слишком мало, чем слиш­ком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слиш­ком усердствовать», — пожалуй, за это мы и любим китайскую философию. В ней сочетается возвышенная духовность и мирская слабость, тонкое искусство и жизнь. Китайская философия сильно повлияла на восточное мировоззрение в целом. А основные идеи философии и ре­лигий Дальнего Востока тесно связаны с физикой. Об этом взаимодействии пишет Фритьоф Капра в книге «Дао физики».

Поговорим подробнее о китайском миропонимании. О том, что составляет основу взглядов мудрецов небесной империи. Быть может, вы найдете для себя ответ на вопрос: почему однажды познакомившись с китайским образом мысли, хочется возвращаться к этому снова и снова.

Гармония

Разберем фразу, с которой мы и начали повествование: «Лучше иметь слишком мало, чем слиш­ком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слиш­ком усердствовать». Китайская философия нацелена на внутреннюю гармонию человека. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда делали что-то через силу, потому что «надо», а не потому что «хочу». И если отпустить ситуацию и не корить себя за «слабость», вы почувствуете облегчение и тихое счастье. По мнению китайцев, если вы будете слишком настойчивы, все равно не добьетесь желаемого. Так же и с излишками.

Как человек, желающий идти все дальше на восток, в результате может оказать­ся на западе, так и склонные к непомерному накопительству могут окончить дни свои в нищете.

Красноречивый пример действия этой древней китайской мудрости — современное индустриаль­ное общество, которое ставит во главу угла повышение «уровня жизни», хотя тем самым на деле ухудшает качество жизни своих членов.

Переменчивость

Китайцы, как и индийцы, считают, что многообразие вещей и явлений объединяет некая высшая ре­альность. Термины «полное», «всеохватывающее» и «целостное», несмот­ря на внешние различия, отражают одну реальность.

Китайцы называли эту реальность Дао, что первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустрой­ства. Позже конфуцианцы дали этому понятию другое толкование.

Они заговорили о Дао человека или человеческого общества, по­нимая под ним моральный образ жизни.

В первоначальном космическом смысле Дао — высшая, не подда­ющаяся описанию реальность. Но Дао отличается от них своей внутренней меняющейся сущностью, которая, по мнению китайцев, состав­ляет основу Вселенной. Дао — всеобъемлющий процесс, в который вовлечены все вещи. Мир постоянно течет и изменяется.

Цикличность

Китайцы же не только считают, что текучесть и изменчивость свойственны всему мирозданию, но увере­ны в существовании устойчивых моделей, в соответствии с кото­рыми происходят все изменения. Мудрец стремится распознать их и действует в соответствии с ними. Он становится «человеком с Дао», живущим в гармонии с природой и преуспевающим во всех начинаниях.

Пять воззрений китайской философии
Если сравнивать мир природы и внутренний мир человека, можно найти много общего. Источник

Основной признак Дао — цикличность его движения и изменений. Все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы прихода и ухода, расшире­ния и сжатия. Прообразом этих представлений, несомненно, стали движе­ния Солнца и Луны и смена времен года, воспринятые китайцами как проявление вселенской закономерности.

Инь и ян

По мнению китайцев, все проявления Дао рождены динами­ческим взаимодействием этих противоположных сил. Эта идея очень древняя, и много поколений размышляли об этом, прежде чем символизм архетипической пары инь и ян стал основополага­ющим понятием китайской философии. Первоначально слова инь и ян обозначали соответственно тенистый и солнечный склоны горы, и это уже отражало относительность данных понятий.

Две точки на рисунке символизируют идею о том, что, когда одно из двух начал достигает пика своего развития, оно уже гото­во отступить, поэтому в этот момент в зародыше содержит в себе свою противоположность
Две точки на рисунке символизируют идею о том, что, когда одно из двух начал достигает пика своего развития, оно уже гото­во отступить, поэтому в этот момент в зародыше содержит в себе свою противоположность. Источник

С глубокой древности два противоположных начала прояв­лялись не только как светлое и темное, но и как мужское и жен­ское, твердое и податливое, верх и низ. Ян — сильное, мужское, творческое начало — ассоциировалось с Небом, а инь — темное, женское, восприимчивое и материнское — с Землей. Небо на­верху и наполнено постоянным движением, а Земля, согласно геоцентрическим взглядам древних, покоится внизу. Поэтому ян стало символизировать движение, а инь — покой и неподвиж­ность.

В области человеческого мышления тоже есть такие соот­ветствия: инь — сложный интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь уподобляется спокойной неподвижности погруженного в созерцание мудреца, а ян — сози­дательной деятельности правителя.

Золотая середина

Китайцы верят: если ситуация в своем развитии доходит до крайности, она начнет дви­гаться в противоположном направлении и превратится в свою противоположность.

Эта уверенность придавала им сил и стой­кости во времена бедствий и делала осторожными и скромными в благоприятные времена. В результате сформировалось учение о золотой середине, общее для конфуцианцев и даосов. «Мудрец, — говорил основатель даосизма Лао-цзы, — избегает излишеств, сумасбродства и потвор­ства своим слабостям».

По материалам книги «Дао физики»

Обложка поста: pexels.com

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи