Пришло лето — а значит наступила активная пора отпусков, новых путешествий и …фотоохоты! Чувствуя радость или удивление от увиденного, мы спешим запечатлеть эту картинку. А еще можем поделиться пережитыми эмоциями с другими людьми. Ведь фотография — универсальный язык, для которого нет географических и лингвистических границ. Это самый простой способ передать свои чувства.
Магия кадра
Обратимся к Джеку Дайкинге, одному из самых влиятельных фотографов-натуралистов и лауреату Пулитцеровской премии за художественную фотографию. Его книга-фотоальбом десятков путешествий «Магия кадра» посвящена композиции и учит работать с объектами, светом и тенью, движением и перспективой. Вот 5 советов от профи.
-
О линиях
Фотограф выбирает объект для съемки и помещает его в прямоугольник кадра. Линии помогают акцентировать внимание зрителя на важных элементах снимка, следовать за взглядом и мыслью автора. Эта траектория связывает все элементы изображения.
Гранд-Каньон. «Линии усиливают впечатление от силы природы, которая вымывала эти узкие щели в каньонах. Линии привлекают внимание к центральному руслу. Я добивался ощущения движения, а они указывают путь» — фото и цитата из книги.
2. Об иллюзии
Хороший фотограф — как фокусник (но не обманщик). Он умеет снимать так, что двухмерные объекты обретают объем. Ищите в пейзаже элементы, которые помогут сделать снимок трехмерным. Например, это могут быть тени при косом освещении. Они отчетливо видны, а объекты как бы вырастают из них. Обращайте внимание на текстуру и контраст цветов, а также на естественные рамки внутри кадра. О рамках следующий пункт.
3. О рамке в кадре
Речь идет об элементах ландшафта, которые выделяют объект внимания фотографа. Это могут быть розовые облака, обрамляющие черно-белый профиль горы, или яркие цветы на фоне темных стволов деревьев. Вариантов — миллион. Мысленно представляя возможное изображение, думайте о том, как выделить объект, окружив его чем-либо.
Темные фактурные стволы деревьев на переднем плане стали рамкой в этой композиции. Фото из книги.
4. Свет
Фотографы-пейзажисты любят снимать на восходе и закате. Лучи от низко стоящего солнца подчеркивают фактуру ландшафта. Полуденный же свет резок и ярок, он стирает полутона с утонченными пастельными оттенками.
5. О противопоставлениях
Зрителю всегда нравится контраст. Противопоставления цвета и формы, мягкости и резкости, жизни и смерти, малого и большого увеличивают силу кадра. Чем контрастнее объекты, тем эффектней снимок, тем больше его визуальный вес.
Композиция — наше все!
Порой хорошие кадры складываются сами собой, но это редкость. Увы, не все снимки производят то впечатление, какое мы ждем от них. Множество нюансов делают задачи фотографа — поймать момент, передать настроение — весьма непростыми. Умение правильно выстроить композицию — одна из таких задач.
При этом, если вы не собираетесь становиться профессиональным фотографом, а путешествуете для удовольствия и снимаете в автоматическом режиме, то особо не задумываетесь о таких настройках, как выдержка, диафрагма и ISO. Или если фотографируете на смартфон (многие фотоконкурсы даже обзавелись такой номинацией). В таких случаях можно сказать, что «на совести» путешественника остается только композиция. Самостоятельно наши гаджеты еще не умеют передавать магию каждого кадра.