Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
О том, как писать тексты, на примере брокколи и пивных баров
25 мая 2017 13 431 просмотр


Таня Бурцева

25 мая отмечают свой профессиональный праздник люди, влюбленные в книги и тексты — лингвисты, литературоведы, учителя русского языка и литературы, библиотекари, переводчики и все, кто имеет филологическое образование. Сегодня, в честь Дня филолога, мы решили сделать подборку ценных советов для тех, кто любит не только читать, но и писать.

Выбор темы

Каждому человеку есть что рассказать. Пусть даже о себе. Личный опыт достоин описания, и литература полна произведениями от первого лица. Как пишет в своей книге «Автор, ножницы, бумага» Николай Кононов, «писать надо о том, что вы хорошо и долго знаете, что вы пережили и переосмыслили, что горит в вашем сердце». И если вы разбираетесь в какой-то определенной сфере, то это тоже может стать отличной темой для текста.

Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваш объект внимания и связанная с ним тема для появления на публике:

  • текст должен сообщать что-то очень важное;
  • или нетривиально объяснять важные процессы;
  • или быть остро полезным читателю;
  • или обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя (например, о природе катастроф и кризисов);
  • или рассказывать историю яркого героя.

Определите, к какой области относится ваша тема — популярная или специализированная? Какова ваша целевая аудитория? Подберите подходящий жанр.

Сформулируйте тему в двух простых предложениях и поделитесь задумкой с тем, кому доверяете. Если вам вежливо скажут «ну, да», то придется придумать новую концепцию. Если же ваша тема заинтересует собеседника, приступайте к работе.

Составление плана

Под рукой всегда должен быть план. Выберите удобный для себя способ его составить: таблица, схема, список. Не углубляйтесь в детали, просто структурируйте свою историю. Вот примерная структура текста:

  • Экспозиция: краткое описание интересной и интригующей сцены, с которой будет начинаться история.
  • Завязка: объяснение сцены в экспозиции, четкое сообщение читателю о том, что дальше будет раскрыта важная тема.
  • Развитие сюжета: краткое описание нескольких драматических событий в истории, возможно, даже меняющих ход ее развития. Прогрессия героя.
  • Кульминация: самый яркий, напряженный и знаковый эпизод в истории.
  • Развязка: результат действий героев.
  • Заключение.

Дедлайн

Большинство из нас готовятся написать роман или рассказ «однажды», но проблема в том, что «однажды» так и не наступает. Автор книги «Литературный марафон» Крис Бейти предлагает установить дедлайн: 50 тысяч слов в месяц. Это примерно 1667 слов в день, с чем многие из нас могут справиться, даже если заняты на работе и дома. Кроме того, 50 тысяч слов — это достаточно для склонного к краткости человека, чтобы полностью завершить сюжет.

О том, как писать тексты, на примере брокколи и пивных баров
Иллюстрация из книги «Литературный марафон»

Выбор места

Собственный дом. Это лучшее, как считает большинство, место для настукивания романов. Он хорошо нам знаком, открыт двадцать четыре часа в сутки, в нем можно пользоваться сравнительным одиночеством, а еда и напитки обойдутся дешевле, чем везде, кроме разве что столовых для бездомных. Но вы вряд ли сможете провести четкую грань между временем «на роман», «на безделье», «на семью» и наиболее ужасным временем — «на мытье посуды». Блицпоход в холодильник в поисках порции глюкозы может превратиться в часовую перестановку банок с едой в шкафах.

Если вы решили работать дома:

  • Максимально изолируйте себя. Закройтесь в комнате, или поверните компьютер так, чтобы находиться лицом к стене, и наденьте наушники. Выключите телефон. На звонки и электронные письма вы сможете ответить после сеанса работы.
  • Определите временные промежутки для работы. Объясните себе и своим домочадцам, что вы будете непрерывно работать в это время.
  • Добейтесь максимального комфорта. Найдите хороший стол, проверьте, насколько удобно ваше кресло и комфортна ли его высота.
  • Садитесь так, чтобы не видеть кровати.
  • Держите рабочее место в чистоте.

Вне дома. Вы можете заниматься литературным творчеством в кафе, но выберите место, где будет тихая музыка, розетки, бесплатный вай-фай. И подумайте о комфорте: на вас не должны косо смотреть, если вы займете столик на два часа. Как вариант, можно попробовать писать в библиотеке или в офисе. Возможно, вас вдохновят причудливые места, такие как пивной бар или тренажерный зал.

Выбор места
Источник.

Рабочий мусор

Не бойтесь отвратительных первых набросков. Они бывают у всех хороших писателей. Именно наброски дают возможность написать добротный черновик, а затем — отличную рабочую версию. Напишите что-нибудь. Что угодно — главное, напишите.

Разговор с брокколи

В старом шоу Мела Брукса под названием «Двухтысячелетний человек» есть эпизод, когда психиатр говорит пациенту: «Прислушайтесь к капусте брокколи у вас в тарелке, и она расскажет, как ее надо есть». Автор книги «Птица за птицей» Энн Ламотт считает, что в творчестве этот принцип так же важен, как и в жизни. Расшифровывается он так: когда вы сами не знаете, что делать, и не можете решить, как поступит в определенной ситуации ваш персонаж, остановитесь и прислушайтесь к внутреннему голосу.

Связь с «внутренней брокколи» очень важна для того, чтобы хорошо писать. Иначе вы каждое утро будете садиться за работу и ждать указаний от разума и логики. Вы перегорите за полчаса и махнете на все рукой, но если не сдаваться и делать хоть что-то и хоть как-то, усидчивость обычно вознаграждается.

Два самых недооцененных барьера

Писатели сталкиваются с двумя преградами, которые обычно стараются не замечать. Именно они зачастую становятся виновниками прокрастинации.

1. Физический дискомфорт

Вы должны следить не только за тем, чтобы вам было удобно сидеть, но и за своим здоровьем, болевыми ощущениями. Внимательное отношение к своему физическому состоянию важно как с точки зрения продуктивности, так и по многим другим причинам. Полноценный отдых, физические упражнения и питание тоже имеют значение. Попробуйте перед работой есть пищу, богатую витаминами и микроэлементами, это препятствует возникновению сонливости.

2. Нерешительность

Люди часто прокрастинируют, когда приходится принимать решение. И чем оно сложнее, тем серьезнее эта проблема. Творческий процесс по сути — это бесконечный ряд больших и малых решений. В интересах продуктивности гораздо правильнее будет принять множество быстрых (пусть не всегда верных) решений, чем мучительно биться над каждой мелочью. Есть еще один секрет: важные решения лучше всего даются, когда в них принимает участие много заинтересованных людей. Посоветуйтесь с кем-нибудь, если сомневаетесь в выбранной сюжетной линией или в заголовке.

Борьба с писательскими блоками

Писательский блок возникает, когда мозг забивается тревожными мыслями и вредными фобиями. Это происходит абсолютно со всеми, причем регулярно. Нет автора, который умеет его избегать. Но есть то, что облегчит возникновение писательских блоков и позволит продолжить работу. Запомните: вы не обязаны хотеть писать каждый день. Не занимайтесь никакими другими делами за полчаса до начала работы. Настройтесь излагать то, что уже есть у вас в голове в виде формулировок. Делайте заготовки с сырой информацией, чтобы во время «зависания» начать работу с них. Просто рассуждайте вслух на заданную тему, проговаривайте свои идеи. Аутотренинг не только помогает собраться, но и найти интересные формулировки.

Как писал говорил перуанский прозаик и драматург, публицист и лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса: «Литература заполняет собой всю жизнь, а вовсе не только те часы, когда человек сидит и пишет. Не бывает скороспелых романистов. Все великие, все замечательные романисты сперва были писателями-подмастерьями, и талант их мало-помалу развивался, благодаря упорству и вере в собственное призвание. Так что начинающему автору должен внушить надежду пример писателей, которые, в отличие от Рембо, ставшего гениальным поэтом уже в ранней юности, по кирпичику строили свой талант».

Пусть у вас всегда будет материал для новых текстов. С Днем филолога всех причастных! И дееепричастных 🙂

По материалам книг: «Автор, ножницы, бумага», «Птица за птицей», «Литературный марафон», «Писать профессионально».

Обложка поста: pixabay
Похожие статьи