Помните, в публикации про ловушку Настоящего Призвания мы говорили, что с поисками себя прочно связан один стереотип: ваше настоящее призвание совсем не похоже на то, что сейчас. Это так часто мешает, что давайте сегодня это подробно разберем.
Сначала история. Игорь — руководитель отдела финансов. Человек загруженный работой по самую макушку. Однажды он приехал в отпуск на остров и здесь, сидя в небольшой кофейне на берегу, понял, что хочет бросить всё, купить эту кофейню и здесь провести свою жизнь. Когда он вернулся из отпуска в привычную корпоративную рутину, мечта эта совершенно овладела его воображением. На совещаниях и за скучными рядами цифр его преследовала эта картина спокойной и счастливой жизни с морем на заднем плане.
Есть много общего в историях профессионалов, которые попали в кризис карьеры: первую часть жизни они реализуют некую программу успеха. Она не всегда ими же и выбрана. Так было принято. Принято было закончить вуз, поступить на приличную работу, выйти на хороший уровень дохода и должности, приобрести приличное жильё, завести семью … и вот он состоялся — со всех сторон правильный человек.
Иногда правильного человека всё это перестает радовать, у него возникают большие вопросы на тему «почему так», «куда я иду», «если всё так правильно, почему меня всё так достало» — и он ищет на них ответ. Иногда ответ не находится, и человек говорит: не знаю, чего хочу. Иногда ответ приходит в виде прекрасной мечты. Как к Игорю. И вот тут бы порадоваться, но только в том случае, если он ее случайно не подхватил в виде красивого вирусного образа.
Вы замечали, что мечты всех замученных работой и закованных в офисные отсеки очень похожи? Они представляют из себя что-то максимально контрастирующее с офисной рутинной жизнью. Максимально свободное. Путешествия, писательское отшельничество, ноутбуки под пальмами… Знакомо?
Очень частый в моей практике синдром — искать подальше от того места, где себя потерял. Потому что если нас достало — мы просто хотим оказаться где-то подальше от того, что нас достало.
Вот Маша. Она пятый год работает в одной из глобальных компаний и занимается маркетингом. На второй год работа ей уже наскучила, коллектив оказался не близким по духу, задачи однообразными. Но прекрасная зарплата пока была главным аргументом.
— Я терплю, потому что коплю деньги, чтобы найти себя. Может быть, понадобится год или два и новое образование.
— А в какой сфере?
— Да уж в какой-нибудь интересной, не то что моя нынешняя.
В Машиных глазах, как и в моих когда-то, ее нынешняя сфера сузилась до сегодняшнего места работы. А ведь это не одно и то же. Есть тема — маркетинг. Или развитие талантов. А есть формат. Роль специалиста по маркетингу. Должность менеджера по талантам в корпорации. То, что не нравилось Маше, было связано с форматом — обязанности, задачи, круг общения и результат, который мы видим. Но не сама тема — маркетинг. Хотя совершенно неосознанно тему она тоже списали в расход.
Совет. Посмотрите на вашу сферу свежими глазами. Скорее всего, у вас за время большой занятости руки не доходили сделать это, и я вас понимаю. Посмотрите на новые тренды, на яркие имена, на публикации и события. Составьте новое представление, постарайтесь, чтобы оно было непредвзятым. Если бы в эту тему вы пришли сейчас — что вам было бы интересно?
Второй шаг — попробуйте сделать что-то, что вы умеете, только вне своего нынешнего формата, вне официального рабочего контекста. Например, помочь кому-то, кому хочется помочь. Что-то разъяснить, проконсультировать, сделать семинар или написать статью как ответ на интересный вопрос.
В процессе может оказаться, что ваше неприятие вашей работы связано не с темой, а всего лишь с нынешним форматом. Тогда ваша задача очень упростится — не полностью поменять сферу деятельности, а определить свой интерес в той теме, где вы уже сейчас.
Почему этот вариант всегда стоит рассмотреть, хотя мало кому хочется? Потому что он базируется на фундаменте уже имеющегося опыта. Если есть возможность сделать надстройку на этом опыте, а не просто что-то строить с нуля в чистом поле — то об этой возможности стоит знать.
Однажды я выступала перед ребятами, которые собирались продолжить карьеру в области социального предпринимательства. Им важно было помогать людям и делать мир лучше.
Я спросила, кто они по специальности и какие у них проекты. Почти все назвали две разные сферы — одна сфера, в которой человек был уже профессионал, и вторая сфера, новая, в которой он собирался состояться, чтобы делать что-то полезное.
«Вы думаете, обязательно менять область деятельности, чтобы обрести свой смысл?» — спросила я.
«Ну конечно!» — Ответил народ. — «В предыдущей работе смысла не было».
«Какой смысл в том, чтобы порошки продавать?» — сказал мне бывший маркетолог.
И я привела пример одной рекламной кампании, которая была сделана профессиональными маркетологами для поискового отряда «Лиза алерт». Кампания называлась «Медлить — значит хоронить», и целью её было объяснить людям, что о пропавших нужно сообщать как можно раньше, потому что каждый час убавляет вероятность найти человека живым. Ребята из маркетингового агентства делали этот проект pro bono — то есть не за деньги. Они придумали огромную инсталляцию в виде песочных часов. Идея была шокирующей: в нижней части песочных часов находилась фигурка сидящей девочки в реальную величину, а из верхней части часов на нее каждую минуту понемногу сыпалась земля. И было страшно видеть, как с каждым часом земли становится всё больше. Каждый час промедления может стоить жизни — вот такой был заложен посыл.
Эти песочные часы провезли по нескольким городам России. Кампания была успешной, и по статистике люди стали звонить раньше. Это спасло жизни — и этого бы не произошло, если бы эту кампанию не сделали крутые профи.
Посмотрите на нее еще раз, как будто вы новичок, только приглядывающийся к этой области. Посмотрите, где в этой теме решаются интересные для вас задачи, какие бывают форматы работы и где наиболее интересная тусовка.
Вирусные мечты (или мечты на контрасте) витают в воздухе. Чем больше мы устали, тем больше нам хочется чего-то совсем не похожего. Но прежде чем пуститься в долгий путь поисков себя, стоит убедиться, что вы точно не упустили ответ, который лежит рядом.
Историю Игоря закончу его письмом с того же самого острова, куда он через год снова поехал в отпуск. За год он разобрался в том, что было не так в работе, и поменял то, что надо было поменять.
«Когда я недавно был на острове, то вспоминал, что год назад я ходил мимо кофеен и думал, что буду так же, как эти счастливые люди — владельцы и работники кафе — помогать встречать людям утро и при этом вести приятный бизнес, жить и наслаждаться жизнью, а не сидеть в офисе, разруливая очередные проблемы…
Но теперь ощущения были уже другие: хорошо, что я могу иногда быть частью этой жизни, но теперь я уже точно знал, что не хочу кофейню, а хочу в кофейне пить кофе и думать о своем интересном проекте.
О, я даже представить себе боюсь, как бы всё это было, если б я всё бросил. Ведь тогда меня всё настолько достало, что было море по колено. Но даже с учетом веры в себя и моей работоспособности я тогда понимал, что в этой идее явно чего-то не хватало. А не хватало меня самого в этих мечтах, моего «что я люблю» в этом во всём. Как говорится, нельзя бежать откуда-то — нужно бежать куда-то.
Я тоже работаю в той области, в которой я больше пятнадцати лет и в которой я на полном серьезе выгорела. Но однажды я просто зашла в нее через другие двери и увидела то, что искала. А вирусная мечта об укромном домике в лесу и писательском отшельничестве стала прекрасным отпуском.
Всегда ли нужно оставаться в своей теме? Нет. Иногда она для вас действительно больше не работает. Но начать стоит именно с того, чтоб это проверить.
Не знаете как решиться на перемены, набраться смелости, сменить нелюбимую работу, перестать откладывать свою жизнь на потом? Прочтите книгу Елены Резановой «Никогда-нибудь».
Обложка поста: pexels