Для тех, кто решил участвовать в нашей программе «Обновление. Новый Год вместе с МИФом», мы приготовили новую порцию советов и заданий, которые помогут сделать ожидание главного праздника в году приятней. Задача этой недели: разгрести дела, отказаться от планов, которые уже не будут осуществлены, и составить расписание на половину ноября и декабрь, чтобы ничего не забыть.
Обуздайте свою жизнь
Новый год очень часто ассоциируется с освобождением, уборкой и прощанием с беспорядком, избавлением от хлама. Интересно, что существует не только физический хлам (старые, сломанные и давно ненужные вещи): прорва дел и планов — тоже своего рода способ окунуться в царство хаоса. Мы не обязаны делать все, что должны: вернее, на самом деле долженствование здесь весьма условно — часто окружающие и общество навязывают нам разные обязательства и заставляют решать проблемы, к которым мы почти не имеем отношения. Пора избавиться от конфликта: «Ты должен…» — «Но я не хочу…».
После тотальной чистки своего графика стоит подумать о том, как с максимальной пользой провести оставшиеся до праздника полтора месяца. Верный помощник — ежедневник, а лучше календарь в смартфоне со звуковыми напоминалками. Так вы ничего не забудете. Но сначала, конечно, нужно составить подробный список дел.
И сразу совет. Опасайтесь браться за дело, не обдумав его. Каждое утро находите время, чтобы спросить себя: «Готов ли я к предстоящему дню?» Вы будете больше готовы уже потому, что задались этим вопросом.
Разорвите замкнутый круг и избавьтесь от навешенного самому себе ярлыка человека, погрязшего в море дел. Сделайте расписание воздушным, легким и кристально чистым. Это возможно!
Пора ли вам разобраться с делами?
Этот тест-перечисление признаков прокрастинации (а заодно — трудоголизма и перфекционизма), который подскажет, действительно ли вы испытываете серьезные трудности с достижением поставленных целей, ощущаете ли себя заваленным делами человеком и есть ли у вас непродуктивные привычки в отношении работы, социальных ролей (быть хорошей дочерью, мамой, супругой), обязательств и повседневных дел. Это сигналы тревоги: чем больше раз вы утвердительно ответите на эти вопросы, тем серьезнее проблема. И в преддверии Нового года пора с ней справиться!
Настоящая беда в том, что мы испытываем постоянную тревогу, откладывая выполнение дел, чувствуем вину за посредственно выполненную задачу, за которую взялись в последнюю минуту, и глубоко сожалеем по поводу упущенных возможностей.
1. Воспринимаете ли вы жизнь как длинную череду обязательств, которые вы не в силах сдержать? Составляете ли вы бесконечно длинные списки важных дел?
• Используете ли вы в разговоре с самим собой такие выражения, как «ты должен…», «тебе следовало бы…»?
• Чувствуете ли вы свое бессилие, неспособность сделать выбор?
• Испытываете ли волнение или постоянный страх быть пойманным на прокрастинации?
• Страдаете ли вы бессонницей, сложно ли вам расслабиться ночью, в выходные или в отпуске (если у вас бывает отпуск)?
2. Есть ли у вас проблемы с ощущением времени? Используете ли вы неопределенные сроки, например «как-нибудь на следующей неделе…» или «осенью…», говоря о том, что начнете новый проект?
• Бывает так, что вы не замечаете, на что тратите время?
• У вас пустое расписание, не заполненное четкими договоренностями, планами, заданиями и дедлайнами?
• Вы хронически опаздываете на встречи и ужины?
• Вы не можете верно рассчитать, сколько времени у вас уйдет на дорогу через весь город с учетом пробок?
3. У вас нет ясности относительно собственных планов или ценностей? Вам трудно заниматься каким-то одним проектом?
• Вам сложно понять, что же вы действительно хотите от себя, но вы знаете твердо, чего вам следовало бы хотеть?
• Вас легко отвлечь от цели другим планом, который, кажется, не сопряжен ни с какими проблемами и трудностями?
• Вам сложно определить, на что в первую очередь потратить свое время, а с чем можно повременить?
4. Вы понимаете, что не реализуете себя, чувствуете фрустрацию и подавленность? Есть ли у вас такие жизненные цели, которых вы никогда не достигали и даже не пытались?
• Есть ли у вас ощущение, что вы никогда не испытываете удовлетворения от завершенного проекта?
• Есть ли у вас ощущение, что вы чего-то лишены — постоянно работая или, наоборот, чувствуя вину за то, что не работаете?
• Крутятся ли у вас в голове мысли: «И зачем я это сделал?» или: «Что же со мной не так?»
5. Вы нерешительны и боитесь, что вас будут критиковать за ошибки? Откладываете финальную стадию проекта в попытках довести результат до совершенства?
• Боитесь ли вы взять на себя ответственность за принятие решений, потому что вами движет страх оказаться виноватым, если «что-то пойдет не так»?
• Требуете ли вы совершенного исполнения даже незначительных дел?
• Ожидаете ли вы от себя, что не расстроитесь из-за ошибок и будете выше критики?
• Испытываете ли вы бесконечный страх из-за того, что что-то пойдет не так?
6. Мешают ли вам начать работать продуктивно низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе?
• Вы списываете вину за свои ошибки на внешние обстоятельства, потому что боитесь признаться, что у вас есть недостатки?
• Считаете ли вы, что «являетесь тем, что вы делаете» или что «вы есть отражение вашей сущности»?
• Чувствуете, что не можете контролировать собственную жизнь?
• Боитесь, что вас будут осуждать и считать неполноценным?
Если для вас верно большинство этих предположений, то, вероятно, вы уже знаете о своих проблемах с прокрастинацией, управлением временем или трудоголизмом. Если для вас верны лишь некоторые из этих сигналов тревоги, то, возможно, вы прокрастинируете в некоторых областях своей жизни, сохраняя контроль над ситуацией в большинстве других. А может быть, вы просто устали. Так или иначе, с этим нужно что-то делать. И мы расскажем, что именно.
Освобождаемся от ненужных дел и обязанностей
Если вы соглашаетесь на любое занятие, проект, общественную деятельность и волонтерское мероприятие, то, возможно, считаете себя участливым и неравнодушным человеком, который всегда заботится о других. Правда, вместе с тем вы наверняка чувствуете себя мучеником — изможденным, вымотанным, неоцененным. Когда отдаешь больше, чем получаешь, то в конечном итоге обнаруживаешь острую нехватку энергии. И до выгорания рукой подать. В канун Нового года нам это совсем не нужно.
Если мы хотим все успеть и остаться в хорошем настроении, источать положительную энергию и позитив дома, то стоит выкинуть из жизни лишнее.
Упражнение «Освобождаемся от дел и обязанностей»
- Вспомните все ваши социальные роли, все возложенные на вас обязательства и добровольные занятия. Запишите их в первую колонку таблицы.
- Разберитесь в причинах того, почему вы занимаетесь тем или иным делом, и признайтесь себе, какие эмоции при этом испытываете. Довольно ли вы этим или, наоборот, чувствуете себя ужасно, хотя и знаете, что вроде как дело хорошее.
- Обведите красным дела, которые вызывают у вас только отрицательные эмоции, и подумайте, как снять с себя эти обязанности: передать их кому-то другому или отказаться вовсе.
Всякий раз, когда вам будут предлагать новое занятие или настаивать на том, чтобы вы не бросали старое, отвечайте: «Спасибо за доверие, но у меня сейчас достаточно дел». И все!
Реверсивный календарь
Перед праздниками нужно столько всего успеть, что порой это кажется невозможным. Дела похожи на снежный ком: чем дальше, тем их больше. Чтобы минимизировать этот эффект, окиньте мысленно взглядом все дела целиком и раздробите их на маленькие, легко осуществимые задачи. Такой обзор позволяет распланировать все на дни и недели вперед, поставив себе собственные дедлайны. Это и называется реверсивным календарем.
Реверсивный календарь начинается дедлайном и пролистывается назад, шаг за шагом, к настоящему моменту, позволяя вам сфокусировать энергию на самом начале. Реверсивный календарь крайне полезен, если вы сталкиваетесь с заданиями, требующими усидчивой работы в течение долгого периода. Он вам нужен, чтобы определить, с чем вы можете разобраться немедленно, где сможете передать свои полномочия кому-то другому и когда у вас будет шанс перевести дыхание.
Пример
Конечный дедлайн: 31 декабря. Нужно полностью подготовиться к Новому году, купить подарки и приготовить праздничный ужин для семьи и гостей.
А это значит:
30 декабря — попросить домашних помочь с готовкой и упаковкой подарков и дать каждому задание по силам на завтрашний день
29 декабря — устроить с домашними генеральную уборку
28 декабря — купить скоропортящиеся продукты
26 декабря — шопинг в соответствии с перечнем необходимого
24 декабря — составить список покупок (продукты, подарки, открытки, упаковочная бумага, свечи, вкусняшки)
21 декабря — пригласить гостей
20 декабря — поставить елку (искусственную или купить живую) и украсить дом
15 декабря — докупить подарки для близких и запастись 7-10 мелкими сувенирами с символами Нового года 2016 (для неожиданных ситуаций и внеплановых гостей)
7 декабря — полистать журналы и сайты с рецептами, чтобы определиться с блюдами для новогоднего стола
27 ноября — выбрать наряд (из того, что есть, или купить новое платье), укладку и маникюр для праздника, записаться в парикмахерскую заранее
24 ноября — решить, кому и какой подарок купить, и отправиться по магазинам
Обязательно поставьте напоминалки на смартфоне, привязав их к дате и ко времени. И не забудьте предусмотреть перерывы между делами! Основной камень преткновения в планировании — недостаток реализма. Планируя решение задач без учета отвлекающих факторов или перерывов, вы рискуете потерять фокус и выбиться из графика.
Видите, как просто? И теперь предпраздничная суета уже не кажется такой беспорядочной, а вы точно знаете, к какой дате должно быть выполнено то или иное дело. И никаких тревог!
Поверните лодку навстречу ветру
Что делать, если случится что-то неожиданное? Есть ответ. Не ищите готовые решения — действуйте по обстоятельствам. Мы живем и руководим в мире ограниченной информации, гарантированных сюрпризов и неожиданных происшествий. Штормы — реальные и метафорические — неизбежны. Инстинктивно нас тянет предусмотреть их, но любые наши попытки тщетны, так как невозможно увернуться от рисков, которые они несут. И даже если мы продумали план до мельчайших деталей, безумно полагать, будто мы ко всему готовы.
Нередко бывает, что вариантов развития событий слишком много, чтобы предусмотреть каждый из них. Тогда решение нужно принимать на ходу. Только не притворяйтесь суперменом или человеком, которые знает все-все на свете: действуйте разумно, здесь и сейчас, без самоуверенности. Не бросайтесь действовать впопыхах, но и не застывайте на месте.
Но если нам не дано знать, что случится завтра, как же подготовиться к грядущим событиям? Быть готовым к тому, что окажешься не готов. Самые успешные люди способны действовать даже в условиях полной неопределенности.
Перед лицом неизвестности…
1. Остановите судно
Если ситуация побуждает вас принимать быстрое решение, не сдавайтесь. Поверните нос вашего воображаемого корабля навстречу ветру, чтобы не надувать паруса. Если вы на деловой встрече, на минуту выйдите в уборную. Если у себя в кабинете — встаньте и пройдитесь. Словом, сделайте паузу и подумайте. Пол Петцольдт, легендарный альпинист и защитник окружающей среды, любил говорить, что первое, что нужно сделать в экстренной ситуации — при условии, что это безопасно, — выкурить сигарету. В фигуральном смысле.
2. Оцените варианты действий
Не тратьте время на сожаления или попытки подогнать свой старый план к новой непредвиденной ситуации. Начните с чистого листа: представьте желаемый исход в условиях нынешней обстановки, имеющейся информации и доступных ресурсов. А затем продумайте варианты.
3. Плывите
Примите решение и действуйте. Даже если выбор неидеален, даже если он не дает вам всего, на что вы рассчитывали изначально, примите тот факт, что это лучшее решение в текущих обстоятельствах, и без колебаний двигайтесь вперед.
Избавляйтесь от привычки разрабатывать план действий для всех возможных жизненных сценариев. Лучше учитесь делать паузу, принимать решения даже в ситуации полной неопределенности и двигаться вперед.
Оптимизируй то, оптимизируй это
Если задуматься, то можно построить для всех своих дел идеальную схему, ключевое слово в которой — оптимизация. Оптимизация дел и задач позволит вам не распыляться, не тратить время впустую и не нервничать. Допустим, вам нужно купить подарок бабушке в магазине вязания, который находится в 10 км от дома, заехать в парикмахерскую на другом конце города, чтобы купить шампунь, почитать для работы о продуктивности и забежать в магазин возле дома за продуктами. Оптимизация означает, что вам нужно сделать максимум действий за минимум времени. Достичь этого можно за счет совмещения, тщательного планирования и помощи близких. Вот как это может выглядеть:
- дома вы ищете запись конференции по продуктивности,
- загружаете на телефон и берете с собой наушники,
- по дороге на остановку звоните сестре и просите ее купить шампунь (салон находится рядом с ее работой),
- едете в магазин вязания и одновременно слушаете конференцию, записывая в телефон важные мысли,
- покупаете подарок для бабушке и на обратном пути покупаете продукты.
Все! Готово! А человек, который не оптимизировал бы свои задачи на день, сделал б их все по порядку, потратив на 3-6 часов больше драгоценного времени.
Оптимизация помогает улучшить различные процессы в вашей жизни. Пример оптимального процесса — инструкция по сборке продукции IKEA. Чтобы помочь покупателю, в IKEA для каждого товара создают несколько поэтапных инструкций, которые не нуждаются в пояснительном тексте, требуют минимального набора действий и в большинстве своем работают безотказно.
В повседневной жизни нужно руководствоваться тем же принципом — разбить каждый процесс на несколько мелких и понятных шагов, которые можно довести до автоматизма или полностью переложить на других.
У всех нас есть повседневные дела: проверка электронной почты, написание отчетов, проведение исследований, генерация контента, чтение материалов, приготовление обедов и многое-многое другое. Что-то мы делаем ежедневно, что-то каждую неделю, а что-то время от времени. Во время подготовки к Новому году количество дел возрастает в геометрической прогрессии, и без оптимизации тут не обойтись.
Защищайте свое время
С возрастом становится все очевиднее, что жизнь — набор страниц календаря. Они отражают все то, что вы сделали, увидели, почувствовали, достигли, что вас тронуло и на что вы повлияли, о чем задумываились, что узнали, в чем преуспели или проиграли. Каждая встреча с друзьями, семьей, знакомыми, клиентами, соседями и незнакомцами, произошедшая в это время, теперь стала частью ваших отношений со всеми этими людьми, хорошо это или плохо. Но это никогда не вернется. Это особенность времени. Оно двигается лишь в одном направлении: вперед. Закон жизни, который так завораживает.
Именно поэтому так важно выделять время только на те вещи, которые по-настоящему для вас важны. Конечно, нельзя избегать обязанностей, ведь они нужны для поддержания жизни. Но когда вы начнете ценить то, что ваша жизнь — это коллекция из каждого особенного кусочка времени, который можно использовать как угодно, то вам захочется потратить их на что-то стоящее. И как только вы заполните календарь и отведете время для важных дел, то вас уже не смогут сбить с толку. Вам придется отказывать некоторым людям, особенно в такую горячую пору, как Новый год, но это стоит душевого спокойствия — вашего и ваших близких.
Начинайте делать то, что хотите, прямо сейчас. У нас нет вечности. У нас есть только это мгновение, сверкающее, как звезда в руках, и тающее, как снежинка.
В сущности, вписывая свои цели, задачи и важные дела в календарь, вы назначаете им встречу. Вы определяете им точное время и будете заниматься ими, чтобы получить результаты. Календарь — это место начала процесса. Здесь начинается успех.
Если вы вдруг почувствуете, что перегружены и теряете контроль над происходящим, сделайте то, что поможет вам вернуть равновесие: сходите на прогулку, возьмите один день в счет отпуска, посмотрите любимое кино. А потом, когда ощутите, что у вас есть силы вернуться в строй, продолжите все свои дела. И все будет замечательно!
Если хотите узнать, как быстро восстанавливать энергию, оставаться бодрым и активным, прочитайте самый первый пост программы «Обновление. Новый Год вместе с МИФом».
По материалам книг: «Легкий способ перестать откладывать дела на потом», «Меньше дел, больше жизни», «Дышите свободно», «Правило четырех секунд», «От срочного к важному».
Обложка поста: thevogueadvisor.com