Некоторое время назад я написал о текущей экономике издательского бизнеса и решил повторить этот пост в нашем издательском блоге. Я бы хотел, чтобы наши авторы и читатели понимали, что стоит за ценой книги.
Почти каждый день мы получаем рукописи российских авторов. И последний год почти всегда мы вынуждены отказывать. Даже тогда, когда книга нам нравится. Текущая экономика издательского бизнеса работает против нас, авторов и читателей.
Математика здесь проста.
Стоимость подготовки средней книги следующая (прямые расходы)
Предпечатная подготовка (корректура, редактура, верстка, обложка) 50 000
Печать тиража в твердой обложе с ляссе (3000 экз) 165 000
Итого прямые расходы: 215 000
Косвенные расходы (моя зарплата и зарплата других сотрудников, налоги, затраты на связь, хранение и др.) примерно составляют еще 215 000 в расчете на одну книгу.
Итого наши полные расходы без учета прав на 3000 экз. обычной книги составляют 430 000 рублей или 143 рубля на экземпляр.
Здесь важно отметить, что деньги мы инвестируем сразу, а получаем назад в течении 18-20 месяцев.
В среднем отпускная цена на книгу для оптовиков составляет 200 рублей. При таком ценообразовании мы окупаем наши расходы только после того, как продадим 2150 экземпляров! Еще надо не забыть об авторском гонораре, который составляет 10% от оптовой цены. В итоге мы просто не можем себе позволить продавать книги с низкой оборачиваемостью и потенциально небольшим проданным тиражом. Пусть даже очень хорошие книги.
В случае с переводными книгами, ситуация еще сложнее. В предпечатные расходы добавляется стоимость перевода и еще мы всегда платим аванс за авторские права. В итоге, у нас как и удругих издательств есть достаточно жесткие требования к отбору рукописей. Мы ищем книги, которые, кроме того, что они нам нравятся, должны:
– Продаваться тиражом не меньше 3000 экз. в год (Тайм-драйв, Камасутра для оратора, Маркетинг на 100%)
– Продаваться дорого. В книге должна быть ценность, за которую читатели готовы заплатить дорого (Без бюджета, Что мы покупаем, От хорошего к великому)
– Есть потенциал корпоративных продаж и спецтиражей (Связи решают все)
– Есть партнер, который готов поддержать выход книги (СПИН продажи)
Лучше, когда сходятся все эти факторы.
Мы можем рисковать с новыми книгами уже известных авторов, такими как Архангельский, Манн, Гандапас, Савенок. Но, если вы – начинающий автор, то увидить свою книгу в магазине у вас очень мало шансов. Для этого мы должны сильно поверить в автора и инвестировать 430 000 рублей. Это сложно. Но возможно.
Мой прогноз – издательств, работающих на рынке деловой литературы, станет значительно меньше. Останется 3-4 серьезных игрока: мы, Альпина, ЭКСМО, Питер да, наверное, и все.
Издаваемых книг станет значительно меньше. Отечественным авторам будет очень трудно найти издателя.