Книгу воспринимали как формат под угрозой потому, что менялось не чтение само по себе, а его место среди других способов узнавать и понимать мир. О чтении как о способе мыслить и расскажем в этом письме. Еще в XVI веке философ Мишель де Монтень сказал: «Книги не столько обучили меня чему-то, сколько послужили мне для упражнения моих умственных способностей». Запомним эту фразу, а пока посмотрим, сколько раз книгам предрекали закат.
| 1605 год. Дон Кихот
Первый тревожный звоночек, самое начало XVII века. Сервантес объясняет причины безумия Дон Кихота: «Он мало спал и много читал, мозг у него стал иссыхать, так что в конце концов он и вовсе потерял рассудок». Ого! Книга не гарантирует ни мудрости, ни связи с реальностью? Тогда, возможно, вопрос не в ней, а в способе чтения? |
| Конец XIX — начало XX века. Пресса
Второй звоночек. В 1914 году в стране выходило 916 газет и 1351 журнал, и бум печатной периодики стал угрозой не книге, но способу чтения. Говорили, что длинные тексты вытесняются короткими заметками (привет, современники!). А вывод напрашивался сам: если читать долго больше не получается, книга уже не главный формат. |
| 1920–1930-е годы. Радио
Радио впервые сделало возможным потребление информации без чтения вообще. Новое предположение: если новости, лекции и даже художественные тексты можно слушать, необходимость в книге как основном носителе знаний может ослабнуть. Напомним, что это уже третий звоночек, а до нашего времени еще целое столетие. |
| 1950-е годы. Телевидение
И вот первая громкая формулировка «книга может исчезнуть»! Характерный маркер эпохи — газетные тексты, которые спорят с этим страхом уже в заголовках (например, «Television Won’t Kill Books» в The Daily Telegraph в 1954 году). Сам факт таких заголовков показывает: идея «телевизор убьет книги» стала массовой. |
| 1980–1990-е годы. Компьютеры
Персональные компьютеры и цифровые носители вызвали новую волну сомнений. Теперь под вопросом оказался не только статус книги, но и сам принцип последовательного чтения от начала до конца. Ведь книга — медленный и негибкий формат по сравнению с экраном, где текст можно перелистывать и перестраивать. |
| 2000–2010-е годы. Интернет
И вот появился интернет и электронные книги. Именно здесь разговоры о смерти книги стали максимально буквальными. Появились прогнозы с конкретными сроками — бумажной книге отводили 5–10 лет. Читалки и онлайн-тексты казались окончательной заменой бумаге, а исчезновение книги — вопросом времени, а не дискуссий. |
Наше время
Сегодня фокус немного сместился (или вернулся в XIX век?). Речь опять о способности читать долго и внимательно. Если человек больше не выдерживает длинный текст, книга оказывается под подозрением как форма, требующая времени, тишины и концентрации.
Так что нынешние разговоры — не исключение и не уникальный кризис, а повторяющийся сюжет. И каждый раз слухи о том, что книга как формат обречена, оказываются преждевременными.
Что еще почитать:
Осознанное чтение
Если все эти «звоночки» чему-то и учат, то вот чему. Книга никуда не исчезает — теряется навык работы с ней, если его не развивать. Чтение перестает быть пассивным занятием и все больше требует осознанного выбора: зачем я читаю, как читаю и что именно хочу из этого вынести.
Об этом же говорит Ренат Шагабутдинов, куратор «Клуба любителей нон-фикшн»:
«Когда форматов обучения становится все больше, а факты (если повезет и это будут именно факты) доступны по клику мыши в поисковиках и ИИ, именно книги продолжают работать как тренажер мышления. И это возвращает нас к словам Мишеля де Монтеня, с которых мы начали: книги нужны не для того, чтобы дать готовые ответы, а чтобы упражнять умственные способности.
Именно такое чтение — внимательное, вдумчивое, обсуждаемое — и становится сегодня способом не потерять книгу, а сохранить ее живое место в нашей жизни. Чтение развивает насмотренность, которая пригождается и в основной работе, и в собственных текстах, и в самых разных жизненных задачах. Это тренировка внимания и „загрузка“ информации, которая потом может неожиданно сработать и помочь найти креативное решение.
Это и общение — с автором и с другими читателями, с их опытом и оптиками, часто совсем не похожими на ваши. И, наконец, это работа со словом: книги расширяют словарный запас и делают речь и объяснения богаче, чем если ограничиваться только профессиональными статьями».
Два вектора на 2026-й
Из этого понимания и выросли два больших курса МИФа — «Читальный зал» и «Клуб любителей нон-фикшн», два разных режима чтения, отвечающих на разные внутренние запросы.
«Читальный зал» — пространство замедления и внимательного взгляда. Здесь учатся всматриваться в текст, улавливать нюансы, смыслы и интонации, возвращая чтению глубину и удовольствие от процесса.
У «Клуба любителей нон-фикшн» другой ритм и другая задача. Он помогает разобраться в сложных темах, выстроить целостную картину мира и найти опору для решений и действий. Здесь книга уже как инструмент: для мышления, работы и жизни.
Книгам не раз предрекали конец, но они переживают эпохи. Потому что умеют то, чего не может ни один другой формат: учат думать. В этом смысле книги даже немного впереди своего времени — они требуют внимания и усилий, то есть тех навыков, которые так дефицитны, но так нужны в моменты технологических скачков. И потому каждый «приговор» неизбежно отменяется.