Злопыхатели нередко утверждают, что «семикнижие» Роулинг — это «детские книги», воспитавшие целое поколение инфантильных взрослых, которые зачем-то продолжают по ним жить и ждать сову с письмом. Выражение «поколение „Гарри Поттера“» действительно часто используют как синоним для младших миллениалов, а все стереотипные достоинства и недостатки, якобы им присущие, соотносят с ранним «облучением» мальчиком-волшебником.
Критики утверждают, что все дело в типично миллениальском эскапизме и нежелании брать на себя ответственность. Но так ли это?
Режиссура взросления
Как вышло, что «поттериана» смогла оказать такое влияние на целое поколение — то самое, которое благодаря ей «внезапно научилось читать»? По крайней мере один из возможных ответов — такой: это побочный эффект авторского замысла Роулинг.
Уже первый роман про Гарри Поттера, вышедший в 1997 году, стал бестселлером, и дальше дети изнывали в ожидании каждой следующей части. К «Узнику Азкабана» «поттеромания» охватила весь мир. Конечно, не все покупатели «Даров Смерти» следили за приключениями героев с 1997 года, но большая часть подключилась к коллективному чтению с третьей, самое позднее — с четвертой книги.
Поэтому можно сказать, что параллельно с «внутренним сюжетом», скрепляющим все семь томов цикла, в «Гарри Поттере» развивается еще один сюжет, вынесенный за пределы собственно текста. Этот второй сюжет — взросление читателя, который, по замыслу Джоан Роулинг, должен был прожить с ее героями несколько лет и за это время из ребенка превратиться сначала в подростка, а потом и в молодого, но уже взрослого человека. Роулинг знала, что пишет для одной и той же аудитории, но с каждой новой книгой аудитория эта становилась старше.
Читайте также:
Гарри как «ролевая модель»
Строительство школы в Уганде, уборка территории детской больницы в Сантьяго-де-Чили, кампания в поддержку жертв школьных шутингов в Америке, сбор денег для пострадавших от землетрясения на Гаити, открытие приюта для бездомных животных в Лионе — что объединяет все эти события? Только одно: за каждым из них стоит движение Fandom Forward, основанное в 2005 году и отстаивающее ценности равенства, просвещения и прав человека. Изначально это движение называлось попросту Harry Potter Alliance, но сменило имя из-за авторских прав.
Хотя в его основании лежит любовь к мальчику-волшебнику, члены Fandom Forward категорически отказываются считать себя просто фанатским сообществом. «Мы собираемся не для того, чтобы прыгать, зажав метлы между ног и делая вид, будто играем в квиддич», — говорит основатель движения Эндрю Слэк.
«Ролевая модель» — но чего именно? Ответственности. Самостоятельности — ведь в первых книгах Гарри, Рон и Гермиона справляются (почти) без помощи взрослых. Храбрости и настоящей дружбы. Активного отношения к миру. И именно такое вот отношение к миру как пространству персональной ответственности заимствовали активисты Fandom Forward из книг Джоан Роулинг.
«Гарри Поттер сегодня — это уже не просто коммерческий продукт, созданный конкретным человеком», — настаивал сооснователь Fandom Forward Джо Де Джордж.
Как видите, это не эскапизм, а нечто прямо ему противоположное. И, будьте уверены, пример этого движения — не единственный.
Гарри Поттер идет на выборы
В США — стране, где влияние «Гарри Поттера» на нынешних 30-35-летних если и не было сильнее всего, то лучше всего изучено, — миллениалы взрослели на фоне крайне тревожных событий. Главные среди них — теракты 11 сентября 2001 года, вторжение в Ирак в 2003-м и экономический кризис в 2008-м. Все это влияло на миллениалов куда сильнее, нежели чтение Роулинг.
В 2009 году политолог Энтони Гежински и социолог Джули Сегер из Вермонтского университета опубликовали работу, посвященную влиянию «Гарри Поттера» на политическую жизнь США. Дело происходило в 2009 году, вскоре после выборов, на которых республиканец Джон Маккейн проиграл демократу Бараку Обаме, и ученые выдвинули относительно поклонников «Гарри Поттера» три гипотезы:
- Среди них преобладают демократы.
- Они более толерантны к инаковости и менее терпимы к насилию.
- Они проявляют здоровый скептицизм и готовы пересматривать свою позицию при обнаружении новых, не укладывающихся в прежние схемы фактов.
Результаты оказались впечатляющими: все эти гипотезы более-менее подтвердились. Среди тех, кто охарактеризовал себя как «поклонников» или «горячих поклонников», уровень толерантности к людям, не похожим на них, оказался гораздо выше. Также фанаты «Гарри Поттера» куда выше ценили социальное и расовое равенство (чаще других респонденты апеллировали к кейсу Добби), более сдержанно и скептически относились к тому, что позиционируется как «общеизвестное» («Все были уверены, что Вольдеморт мертв и не возродится, — и вот вам пожалуйста!»), и демонстрировали абсолютное неприятие лжи и насилия.
Но интереснее всего — результаты исследования, касающиеся политических взглядов его участников. Чем сильнее респондент любил Роулинг, тем с большей вероятностью он голосовал за Обаму: демократов поддержали 58% «горячих поклонников», 52% «просто поклонников» и лишь 40% тех, на кого книги Роулинг не произвели особо сильного впечатления. Один из участников исследования утверждал:
Сложно сказать, где причина, а где следствие: сформировали ли книги взгляды миллениалов или, наоборот, «зашли» людям определенных взглядов. Но интересно, что без каких-либо подсказок со стороны исследователей респонденты постоянно апеллировали к примерам из «Гарри Поттера» как очевидным и общепонятным и сами настаивали, что их мнение и позиция по актуальным вопросам в значительной степени сформированы книгами о мальчике-волшебнике.
Универсальный миф
У того, что «Гарри Поттер» стал «священным писанием» и обзавелся целой армией преданных — и, нередко, агрессивных фанатов, — была и темная сторона. В 2018 году внимание публики привлек неудачный «лайк» Джоан Роулинг в соцсетях. Поводы для недовольства копились, подозрения в адрес Роулинг росли, и, наконец, после пары особенно неосторожных высказываний в 2020 году тлеющий огонек скандала перерос в настоящий пожар, бушующий до сих пор.
Имя Роулинг начало исчезать не только из фанатского лексикона, но и из публичного пространства. Книги о мальчике-волшебнике утратили своего земного создателя, окончательно превратившись в универсальный миф, в глобальный и, что особенно важно, бесконечно длящийся эпос. И героями этого эпоса, из раза в раз бесстрашно бросающими вызов всесильному злу (ну или тому, что представляется им таковым в настоящий момент), оказались сами фанаты «Гарри Поттера».
По материалам книги «Ключи от Хогвартса».
Обложка: МИФ.
Заказать: