Как издать книгу? Написать, отредактировать текст, сверстать и дождаться из типографии… А стоит ли? Конечно, да — и вот почему. Собрали 8 веских причин: от PR и поиска новых клиентов до оригинального способа порадовать маму (представляете, как она удивится, когда вы принесете домой книгу со своим именем на обложке?).
Когда пора издавать книгу?
Бывают моменты, когда хочется осмыслить свой путь — подвести итоги, передать знания. Книга помогает оформить этот опыт и поставить веху: вот чему мы научились, вот что я понял и умею, вот куда мы идем дальше. Это способ сказать «я есть» или «мы есть», но не пресс-релизом и не постом, а текстом, который останется надолго.
Поводом может стать что угодно: желание описать философию компании в книге ценностей, поиск новых контактов, сотрудников или инвесторов, большие перемены.
На курсе для будущих авторов «ЦЕХ» Екатерина Звонцова рассказывала, зачем издавать нон-фикшн: «Если у вас есть экспертиза в какой-либо области или накоплен личный опыт, который может быть полезен другим, нон-фикшн — ваш формат. Возможные темы:
- Практическая область (бизнес, дизайн, кулинария, психология, кибербезопасность).
- Научно-культурные темы (история, медицина, мифология).
- Обобщение опыта коллег и полемика с ними.
- Личный, эмоциональный опыт (проживание утраты, тайм-менеджмент, спорт)».

Задумка написать книгу может возникнуть даже не из амбиций, а от усталости отвечать на один и тот же вопрос. Представьте (или вспомните): руководитель продуктовой команды много лет объясняет стажерам, почему фичи тонут без внятных метрик. А когда написал книгу — перестает повторять базу, а просит открыть страницу 35.
А потом — удивительное (на самом деле нет: книги действительно так работают). Через месяц его цитируют в кулуарах, через полгода зовут модерировать дискуссию на конференции. Не потому что «сработал PR», а потому что его мысль стала доступной и воспроизводимой.
Проектное управление: как правильно делать правильные вещи
1. Усиление личного бренда
Книга расширяет вашу роль специалиста до статуса известного автора и эксперта. Она дает цитируемость, приглашения, медиа, сцены — и даже премии. Самые свежие примеры: на ПМЭФ-2025 были объявлены победители десятой юбилейной «Деловой книги года в России» — победу в номинации «Лучшая книга российского автора» с большим отрывом одержала книга Павла Алферова «Проектное управление», а третье место — у книги SETTERS.

Награждение команды авторов SETTERS.
2. Выход на новую аудиторию
Рецензии и рекомендации, которые пишут на вашу книгу, дают охваты в онлайне. Пример: отзыв в профильном телеграм-канале привел консультанта к читателям, которые раньше были за пределами его «профессионального пузыря». Один из читателей — владелец сети магазинов — пригласил на стратегическую сессию. А еще книга отлично «ходит» по рукам: коллега рекомендует коллеге, преподаватель — студентам, тимлид — команде.
3. Продвижение продуктов, услуг и идей
Экспертность естественным образом приносит клиентов. В книге не нужно делать «продающий блок» — достаточно показать, как вы принимаете решения. Дизайнер приложения может написать главу о том, почему он отказался от модной вкладки и выбрал простой фильтр. Через эту историю к нему придут клиенты, которым близок именно такой подход. Книга срабатывает, как этот фильтр: отсеивает «давайте все и сразу» и притягивает тех, кому нужна продуманность, а не показуха.
4. Экспертиза, которая надолго
Книги не устаревают. Поэтому собственный опыт будет работать на вас годами. Классика (в том числе деловая) живет сто и больше лет, и даже современные тексты читаются и цитируются десятилетиями. Например, наша первая книга «Клиенты на всю жизнь» вышла в 2005-м, а сегодня у нее уже 26 переизданий. И если вы скажете «Но я ведь не Карл Сьюэлл», мы ответим: «Миру и не нужен второй Сьюэлл, ему нужны вы».

Выступление Анны Бабич («Внутренняя опора», «Книга-сериал по самооценке») на форуме для предпринимателей.
5. Влияние и польза
Книга становится способом транслировать ценности, делиться историей и помогать людям расти и меняться. Вот автор рассказал, как в его команда перестала бесконечно переделывать интерфейс, пока не ответила на вопрос: что мы решаем этой функцией? И другие увидели, что можно не тратить ресурс — и катастрофы не случится.
Еще один слой — ценностный. Книга фиксирует, что для вас важно: как вы общаетесь с людьми, как принимаете непопулярные решения, каковы тактика и стратегия. Это ориентир для тех, кто идет за вами или рядом. Недавно мы выпустили «Додо: от подвала до миллиарда» — как раз такую книгу: о том, как маленькая пиццерия из подвала в Сыктывкаре выросла в глобальную компанию с выручкой в $1 млрд.

Ведь она становится способом зафиксировать время и себя в нем — как вы видели мир в этот момент, о чем думали, что искали. Перечитав ее через годы, можно узнать себя прежнего. Зачем? Чтобы понять, как далеко вы ушли.
6. Социальный капитал
Авторство открывает доступ к сообществам, усиливает нетворкинг и лояльность аудитории. Книга, как мост, объединяет тех, кто думает схоже, но раньше не был знаком лично. Она открывает двери, о существовании которых вы не знали — но за вас туда уже постучался и вошел (и раздал визитки) ваш текст.

Гора книг SETTERS в «Подписных изданиях»
7. Профессиональный рост
Подготовка книги систематизирует знания, выявляет идеи и решения, подсвечивает слепые зоны. Когда переводишь свой опыт в книгу, приходится называть вещи своими именами, определять термины, очерчивать границы применимости и проверять логику переходов.
Бумага стерпит многое, но не туман в голове. Поэтому книга работает как внутренняя проверка системы, методики или идеи на целостность: слабые места проявляются раньше, чем их подсветит рынок. Признание начинается с такой проверки собой, а уже потом подтверждается внешними аплодисментами.
Книга — символ зрелости. Вы собираете прожитое, передаете понятое, оставляете продолжение себя, помогая другим. Не ради статуса — хотя он тоже приходит, — а потому что уже есть чем поделиться.
Если чувствуете, что загорелись идеей, что это про вас — приходите. Мы проконсультируем, поможем написать и издать книгу, и обязательно поддержим на всех этапах.