Троп — это краткое обозначение набора сюжетных элементов, узнаваемых ходов, которые сразу задают направление истории. Услышав, например, «от врагов к возлюбленным», мы сразу представляем взаимную неприязнь, испытания и страсть, которая обязательно возьмет верх. Новинка «Фанфики» подробно рассказывает об этом. Выбрали пять популярных тропов, чтобы показать, как они работают и чем цепляют читателей.
Бумажная книга Электронная книга
1. Фейковые отношения
Когда герои в начале говорят: «Мы просто притворимся, что встречаемся», многим хочется ответить в духе Шрека: «Ага, так я и поверил». Но даже несмотря на предсказуемость этого тропа, как и многих других, все равно интересно, когда же наступит переломный момент, превращающий обманку в реальные чувства.
У тропа с фейковыми, или поддельными, отношениями существует множество подвидов. Пройдемся по некоторым из них. «Блеф бойфренда» подразумевает, что персонажи притворяются парой, чтобы молодой человек смог избежать нежелательного внимания. Занятой мужчина (реже девушка) становится совсем неинтересен назойливой поклоннице (поклоннику). Другой похожий подвид называется «операция „Ревность“». Обычно в рамках такого сюжета уже существует пара, в которой одна из сторон хочет вызвать ревность у другой. Это может привести как к любовному треугольнику, так и к тому, что кто-то и вовсе останется у разбитого корыта. В рамках этих подвидов, а также самостоятельно может выступать и «это что-то для меня значит», когда один из участников поддельных отношений влюбляется в другого — словом, очевидное развитие событий. А есть «романтический поддельный реальный поворот», когда уже обе стороны чувствуют друг к другу что-то настоящее, но притворяются, что их роман всего лишь подделка. Популярны также «брак для получения гражданства», «отношения для публичного имиджа», «любовники под прикрытием».
В рамках тропа про поддельные отношения можно использовать много сцен, которые любят читатели: про одну кровать, неловкие вопросы, практику в поцелуях и свидания, на которых все идет не так. Любое развитие событий будет держать читателя в напряжении, потому что неясно, когда кто-то из персонажей оступится. Ведь людям по-настоящему нравится читать о чем-то неловком, потому что это то, чего они не хотели бы переживать сами. Что-то вроде обучения на чужом набивании шишек, только с пониманием, что все закончится хорошо.
2. Флафф
Одно из самых емких определений описывает флафф как любую историю или ее части, которые можно назвать приятными. Такие фанфики можно сравнить с трендом на «исцеляющие романы» (особенно азиатские), которые в последнюю пару лет пользуются большой популярностью. Многие из них написаны в духе slice of life, то есть показывают прелести будничной жизни.
Есть мнение, что флафф прежде всего является поджанром романтических фанфиков, где общее настроение повествования легкое, радостное, не омраченное тяжелыми событиями и переживаниями. К таким фанфикам люди обращаются тогда, когда хотят получить частичку тепла, доброты, дать любимым героям счастливую жизнь или хотя бы приятные мгновения. Флафф вполне применим и к работам без романтических отношений. Это вполне могут быть описания дружбы, счастливого детства, милых моментов в школе, жизни в семье, но это не исключает наличие конфликта или драматических элементов в тексте. Просто градус таких переживаний сильно снижен, и читатель точно знает, что в конце все будут счастливы. После прочтения такого фанфика хочется засыпать со счастливой улыбкой на лице, а не срочно пойти «потрогать траву», чтобы успокоиться.

3. Ангст
На одной из ведущих платформ для чтения и публикации фанфикшена под тегом «ангст» на момент написания этого раздела есть 2 129 344 работы, и это без учета фанфиков, в которых данный тег проставлен не был. Если коротко, то ангст — это направление для сетевых текстов, где основное внимание уделено тоске, горю, меланхолии. Страдания и переживания героев выносятся на передний план, однако такие работы могут быть сосредоточены не только на внутренней, но и на внешней обстановке — например, на общем состоянии мира, которое неминуемо вызывает острые эмоции у героев.
Разрушенный мир, катастрофы, болезни, потери — казалось бы, зачем об этом читать, если и в реальном мире не все так хорошо? Такие произведения способны как внутренне разбить, так и исцелить. Этим фанфики не отличаются от другой литературы. У каждого хотя бы раз бывало такое, что после прочтения какой-то книги, рассказа, фанфика хотелось поглубже вдохнуть, перезагрузиться, но невозможно было перестать думать о прочитанном. В эти моменты мозг обрабатывал большой спектр эмоций, как если бы человек получил их от реальных событий. Но логика подсказывает, что прочитанное не является правдой, поэтому человек часто переживает это менее интенсивно, так как понимает, что владеет ситуацией и в любой момент может прекратить чтение. Однако такое чтение дает опыт, который недоступен в реальной жизни или его вовсе не хотелось бы пережить: побег от разъяренного дракона, попытки спастись с гибнущей планеты, осознание неминуемого конца света.
4. От друзей к возлюбленным
Если троп «от врагов к возлюбленным» питается накалом страстей и бурной химией, которая происходит между персонажами, то что насчет тех историй, где любовь рождается из дружбы? Романтические сюжеты, основанные на тропе «от друзей к возлюбленным», по праву считаются одними из самых близких к тому, что можно пережить в жизни. Сидни Болен, рассуждая в своей статье об этом тропе, пишет, что развитие романтических отношений из дружеских является довольно естественным, так как люди более склонны влюбляться в тех, кому они уже доверяют, кто продолжительное время находится рядом. И в отношении фанфикшена привлекательность такого романтического тропа вполне оправдана: многие персонажи уже близки, они общаются, дружат, вместе путешествуют и имеют совместный опыт. Их просто легче «свести» вместе, представить в качестве пары. Таким героям не нужно постепенно притираться друг к другу, у них достаточно знаний, чтобы порадовать другого неожиданным подарком или свиданием.
Но этот рецепт не универсален, и не все любители этого тропа используют его в своих текстах или целенаправленно ищут такие работы для чтения, потому что воспринимают его как более реальный сюжет. Среди комментариев к подобным работам бывают эмоциональные признания, что писатель дал читателю именно то, чего ему не хватает, чтó он/она хотели бы пережить в реальности, а радость за любимых героев, решивших перевести отношения в другую плоскость, выражается довольно искренне. В целом тенденция «шипперить» те пары, которые имеют уже устоявшиеся близкие отношения в каноне, является одной из ведущих. Даже если в произведении не подразумевается романтическая линия, людям проще представить героев в более близких или даже интимных отношениях, когда между ними уже есть взаимодействие.
Читайте также:
5. Hurt/Comfort
Фанфик или оригинальное произведение, где заложена идея «боль/комфорт», обычно делает акцент на распределении ролей между героями. В таких работах на первый план выходят эмоции, выстраивание баланса или конфликта, основанного на болезненных переживаниях и утешении. В большинстве случаев один из героев займет условную позицию «жертвы», то есть того, кому крепко досталось в жизни и теперь это причиняет ему боль, а второй герой должен его утешить, стать «подорожником» для израненной души. «Страдающий» обычно представляется как ведомый, а «утешающий» — как доминирующий.
В реальности границы использования подобного тропа довольно размыты. Обычно авторы указывают его как тег, если в принципе в работе присутствует что-то, похожее на утешение и исцеление. При всей простоте этой схемы вариативность ее использования очень широка, а работы, даже после запойного чтения три дня подряд, не надоедают.
По материалам книги «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться»
Заказать: