8 февраля отмечается День российской науки. Издалека наука порой кажется то ли неприступным монолитом, к которому не подступиться, то ли безбрежным морем, в котором легко потеряться. Но ― странное дело! ― этой самой наукой занимаются живые люди. Она вроде бы даже им искренне нравится. Сами ученые часто находят в науке не «возвышенное» или тем паче «тайное» знание, а что-то очень человеческое, что-то для себя и своей жизни ― пересекающейся с жизнями других людей.
В честь праздника мы попросили именитых авторов книг и курсов МИФа поделиться с читателями личным опытом и ответить на один вопрос ― «что наука дает для жизни?» Ответы получились очень разными и иногда удивительными. Впрочем, читайте сами.
Шаманы северных народов России
Ольга Христофорова
Антрополог и фольклорист, доктор филологических наук, директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, профессор Центра социальной антропологии РГГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Автор 270 научных статей и четырех монографий, а также двух научно-популярных книг.
Мне трудно представить свою жизнь вне науки, без науки. Еще в 5-м классе школы меня очень увлекла история, я записалась на исторический кружок, где наша «историчка» Таисия Васильевна рассказывала много интересного о средневековой Руси. Помню, как я все время пыталась представить людей той эпохи ― как они выглядели, о чем думали, как устраивали свою жизнь? Были ли они похожи на нас или сильно отличались? Вообразить, что люди тысячу лет назад были в целом такие же, как мы сегодня, было непросто.
Неудивительно, что к 7-му классу я решила стать археологом и с этой мыслью поступила на исторический факультет МГУ им. Ломоносова. Правда, там меня сильнее увлекла этнография, о которой в школе не рассказывали, и она стала делом жизни, уже под новыми, более современными названиями ― этнология, социальная и культурная антропология. Вопрос, идти ли после университета в аспирантуру, а потом в докторантуру, передо мной даже не стоял.
Описывать свои наблюдения и находки, анализировать их и делать открытия, писать статьи и книги ― тоже очень захватывающее занятие.
Если обобщить, наука порождает интерес ― к региону, народу, явлению, проблеме, загадке, ― и дает возможность этот интерес удовлетворить, причем не только для себя: открытия и решения ты делаешь достоянием коллег, студентов, а также широкого круга людей, которым тоже интересна эта тема. Поэтому я считаю важным писать не только научные статьи и монографии, но и научно-популярные книги; рассказывать о своих находках не только студентам в аудитории, но и всем желающим на популярных лекциях.
Владимир Петрухин
Доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, специалист по исторической антропологии, научный сотрудник Института славяноведения РАН, автор работ о мифах Древней Скандинавии, финно-уграх и Древней Руси.
Наука и искусство ― фундаментальные потребности любого общества во все времена, начиная с «примитивной» первобытной эпохи. Миф позволял ориентироваться в мире, придавал смысл жизненным поступкам. Миф синтезировал научные опыты и искусство во все эпохи вплоть до Ренессанса. Мифологические метафоры ― основа всякой поэзии. Первобытный миф всегда будет привлекать читательский интерес, поскольку дает образцы свободы творчества и преодоления жизненных коллизий. Для моей жизни всегда ценна была свобода, даже мифологическая.
Елена Левкиевская
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, профессор ЦТСФ РГГУ, исследователь славянской традиционной культуры и мифологии, культурной антропологии, этнолингвистики и фольклора, автор более 360 публикаций.
Ответ на вопрос «зачем нужна наука в жизни?» будет сильно отличаться в зависимости от того, кому именно предназначен: студенту, аспиранту, только вступающему на свой путь будущему молодому ученому ― или, если так можно выразиться, «потребителю» научного знания, человеку, который не занимается наукой непосредственно, но интересуется ей.
В первом случае ответ на этот вопрос будет очень простым.
Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что работа этнолингиста, фольклориста ― это отнюдь не «кабинетная» наука в тиши архивов и библиотек. Это прежде всего полевые исследования, ежегодные экспедиции в те места, где жива народная традиция ― на Русский Север, в Поволжье, в южнорусские области. Я счастлива, что моя научная и человеческая биография наполнена многими десятками встреч с людьми, и что я не просто записывала песни, сказки и былички, но и узнавала их жизнь. Их рассказы о своей судьбе и о судьбах своих родных ― переживших коллективизацию, войну, голодные годы, ― прямо к фольклору не относятся, но дают то подлинное знание об истории своей страны, которое не почерпнешь из учебников, и то чувство сопричастности судьбе своего народа, которое не воспитывается лозунгами.
Если же ответ на поставленный вопрос обращен к тем, кто просто интересуется наукой, то он будет несколько иным ― более прагматичным и конкретным. В практическом смысле наука важна, потому что она дает человеку в руки целый набор инструментов (они называются научными методами) для поиска достоверной информации и отсеивания информации ложной и фальсифицированной. Она приучила меня к критическому мышлению и формированию самостоятельной оценки фактов и событий, опирающейся на проверенные, объективные данные. Этот навык жизненно необходим, чтобы противостоять всевозможным манипуляциям и демагогиям, не стать пассивным потребителем того «информационного мусора», который наполняет современное медиа-пространство.
Алексей Вдовин
Историк литературы, доктор филологических наук, профессор и мастер Creative Writing School. Автор четырех книг и более 80 статей о русской и европейской литературах XIX века, лектор проекта «Страдариум».
В моей жизни наука значит очень много. Воспользуюсь примером из знаменитого литературного произведения ― «Дракулы» Брэма Стокера. Помните, там доктор Ван Хельсинг убеждает главных героев в том, что они столкнулись с очень опасным существом ― вампиром? К нему нужен научный и весьма серьезный подход, а для этого необходимо поверить в его существование. Я не хочу сказать, что наука заменяет веру, но научное мышление составляет основу моего мировоззрения.
Что значит «научное»? Это значит критическое, опирающееся на факты и, главное, ― на их самостоятельную проверку и перепроверку. Могу сказать, что этот метод очень пригождается в частной жизни. Самое наглядное подтверждение этому я пережил в 2020 году. Как и у многих, у меня было много страхов вокруг коронавируса. Но опора на научные данные о вирусе и вакцинации от него помогла преодолеть все трудности. Более того, все, что предсказывали авторитетные международные ученые, — все это почти буквально сбылось, как я потом осознал. На мой взгляд, это блестящее доказательство того, что наука «работает».
Евгений Стефанский
Доктор филологических наук, профессор Самарского университета, автор более 150 научных работ, в том числе четырех монографий.
Когда мы учились в университете, каждый год на кафедру русской и зарубежной литературы приходил очередной «народный филолог», который приносил свой оригинальный перевод «Слова о полку Игореве» или монолога Гамлета и требовал, чтобы его немедленно опубликовали. Как правило, эти люди не имели представления ни о древнерусском, ни о древнеанглийском языке и не читали никаких других произведений Шекспира и древнерусской литературы.
Заведующий кафедрой профессор Лев Адольфович Финк к такого рода опусам относился снисходительно, понимая, что их авторами руководит не только жажда славы, но стремление к некоей духовной деятельности ― не подкрепленное, к сожалению, образованием. Спустя несколько лет, в годы перестройки, профессор Финк опубликовал книгу воспоминаний о годах, проведенных по ложному обвинению в ГУЛАГе. В одном из самых пронзительных эпизодов этой книги рассказывалось о том, как в лагере после тяжелого рабочего дня они обсуждают переводы сонетов Шекспира, которые пытался сделать писатель Влас Паймен. Было это задолго до публикации знаменитых переводов Маршака.
Видимо, в этом секрет того, что, вернувшись в родной город, он в 40 лет смог начать жизнь заново и создать великолепную кафедру литературы, выпускники которой помнят его лекции до сих пор. Для меня это самый яркий пример того, как наука и творчество позволяет выжить даже в самых нечеловеческих условиях.
Темная сторона средневековой Японии
Диана Кикнадзе
Японист, кандидат исторических наук, старший преподаватель Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: источниковедение и история повседневности эпохи Хэйан, литература жанра «сэцува», антропология, история религий Японии.
Прежде всего поясню, что в моем случае «наука» ― это междисциплинарные науки на стыке литературы, источниковедения, истории, антропологии, теологии, истории медицины и искусствоведения. И это еще не самый полный перечень того, чем мне приходится заниматься в зависимости от того, какой сюрприз мне преподнесет изучаемый источник о раннесредневековой Японии.
Это почти детективная история с распутыванием маленьких тем и «ручейков», которые из них вытекают.
Занятия наукой наполняют, обогащают духовно, помогают и спасают в трудные моменты жизни. Постоянная «внутренняя эмиграция» с погружением в жизнь японцев XI-XII веков стала для меня своего рода «щитом» ― «защитным колпаком» от любых жизненных невзгод и повседневной рутины.
А еще наука для меня ― страсть, не побоюсь этого слова. Ну а как еще назвать пробуждение в три часа ночи, чтобы записать то, что крутится в голове и не дает покоя? Так полезные соображения накапливаются на клочках бумаги и в «Заметках» смартфона, становясь текстом для доклада конференции, а то и статьи ― которую потом не стыдно использовать и для книги. Это вечный поиск информации, чтение самой разной литературы, как и в целом ― вечный поиск, Путь, по которому можно шагать вечно. Важно иметь желание учиться новому, не говорить себе ― «хватит, я уже много знаю, пора остановиться».
Занятия наукой развивают критическое мышление, способность анализировать и уточнять любую информацию, сдерживать внутренние порывы, аккуратно высказывать свою позицию и мнение, красиво излагать мысли устно и письменно. С опытом приходит умение видеть общую картину развития исторических процессов в разных мировых обществах ― видеть, что нас всех объединяет, какой этап эволюции проходит то или иное общество, и принимать во внимание опыт стран мира.
Сергей Авакумов
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии Восточно-Европейского Института психоанализа, автор трех монографий и более 100 научных статей.
Наука — это способ заглянуть за грань реальности. Мне нравится сравнивать ее с гравюрой Фламмариона, где монах приподнимает небесный свод и видит за ним что-то неизведанное. В науке, как и во сне, ты можешь наткнуться на что-то, что полностью меняет картину мира.
Я занимаюсь сновидениями более 30 лет и вижу, как они помогают психике адаптироваться, перерабатывать опыт, а иногда — буквально менять личность. Получается, что мы все во сне проводим настоящие научное исследование, просто не всегда это осознаем. Так что, возможно, все мы ученые, просто некоторые из нас работают в лаборатории, а некоторые — во сне.
Максим Лебедев
Египтолог и археолог, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. Опыт работы в археологических экспедициях — более 20 лет, из которых более 15 лет — в Египте и Судане. Руководитель Российско-египетской археологической экспедиции в Гебель эль-Нуре — одном из важнейших археологических комплексов в египетской провинции Бени Суэф.
Наука — далеко не единственный способ познания мира. Но на длинных дистанциях он оказывается самым эффективным и надежным. Об этом говорит почти все, чем мы пользуемся в быту: от интернета, самолетов и машин до услуг стоматологов. Лично в меня это вселяет оптимизм: если овладел научным методом, то в жизни уже не пропадешь. Наблюдай, выдвигай гипотезы, проверяй их, отбрасывай опровергнутые, улучшай оставшиеся, внимательно относись к критике, ставь поиск истины выше поиска доказательств своей правоты, закрепляй надежное знание и снова наблюдай. Это алгоритм, проверенный временем. Не совершенный, но самый работающий.
Поэтому чем больше в стране хороших ученых и людей, знающих, что такое наука, тем надежнее ее будущее.
Если вы тоже хотите обогатить свою жизнь «бесполезным» (с практической точки зрения), но бесконечно прекрасным знанием — обратите внимание на наш годовой лекторий «Культурные коды». Там же можно будет послушать и некоторых из «допрошенных» нами ученых. А еще загляните в раздел «Культура» на сайте — там с каждым днем все больше умного и интересного.
Обложка отсюда.