Книгу «Путешествие героини» психотерапевт Морин Мердок написала больше 30 лет назад — как альтернативу пути героя-мужчины. До того не существовало узнаваемого архетипического образа, отражающего женский опыт. Но как выглядит путешествие в итоге? Давайте узнаем.
Кэмпбелл по-новому
Все началось с того, что Морин хотела понять, как путь женщины соотносится с путешествием героя. Она знала: этапы пути героини включают аспекты пути героя, но чувствовала, что для духовного развития женщины важно преодолеть внутренний раскол между ней и ее природой. И хотела услышать мнение Кэмпбелла. В 1981 году они пообщались лично. Джозеф сказал, что женщинам не нужно это путешествие. «Женщина и без того присутствует во всех мифологических традициях. Ей достаточно осознать, что к ней стремятся попасть люди. Приняв свою замечательную роль, женщина не будет считать себя псевдомужчиной».
Ответ ошеломил — и глубоко разочаровал. Женщины, которых знала и с которыми работала автор, не хотели «и без того присутствовать» и быть теми, к кому стремятся люди. Они не желали воплощать собой Пенелопу, терпеливо ждущую, бесконечно сплетающую и расплетающую нити. Они не мечтали быть прислужницами доминирующей мужской культуры, помогая богам. Им нужна была новая модель, правильно описывающая, кто и что такое женщина. Такую модель, частично заимствованную из пути героя, и создала Морин Мердок.
Путешествие героини начинается с отделения от женского начала и заканчивается объединением мужского и женского начал
Важно знать, что движение здесь циклично: человек может находиться на нескольких этапах одновременно. Например, автор работает над исцелением раскола матери и дочери, а также объединением двух частей ее натуры. Путешествие героини — пожизненный цикл развития, взросления и обучения.
Путь героини
Путешествие начинается с поиска своей идентичности. Этот внутренний призыв может прозвучать в любом возрасте, но возникает, когда прежнее «я» кажется изжившим себя. Например, если девушка покидает дом ради получения образования, работы, путешествий или отношений. Или женщина среднего возраста разводится, возвращается на работу или к учебе, меняет профессию или прощается с повзрослевшими детьми, которые «улетают из гнезда». Или же она попросту осознаёт, что у нее нет ощущения самобытности. Начальный этап пути часто включает неприятие женского начала: оно определяется как пассивное, манипулятивное или непродуктивное. В обществе женщин часто изображают рассеянными, непостоянными и слишком эмоциональными для серьезных дел. Это воспринимается как слабость, неполноценность и зависимость.
Женщины, стремящиеся к успеху в мужском мире, часто пытаются развеять этот миф. Они желают доказать, что хорошо соображают, способны доводить дело до конца, эмоционально и финансово независимы. Героиня надевает доспехи, берет в руки меч, выбирает самого быстрого коня и отправляется в бой. Она находит свое сокровище: ученую степень, должность в корпорации, деньги, авторитет. Мужчины улыбаются, пожимают ей руку и приглашают в свой круг.
После периода наслаждения достижениями, когда женщина управляет всеми делами, включая карьеру и детей, рождается мысль: «Так, этого я добилась, что дальше?» Она ищет новую цель — продвижение по службе, светское мероприятие, — заполняя каждую свободную минуту делами. Она не знает, как остановиться или сказать «нет», и ощущает вину при мысли о том, что может разочаровать того, кто в ней нуждается. Достижение цели превращается в зависимость, а с недавно обретенной властью отождествляется наслаждение.
Часто именно на этом этапе женщина начинает чувствовать себя не в своей тарелке, например заболевает. Она начинает задаваться вопросом: «Для чего все это? Я достигла всего, к чему стремилась, и чувствую пустоту». Желая избавиться от негативных ассоциаций с женским началом, героиня создала дисбаланс внутри себя, в итоге ее и сломавший.
На этом этапе женщина начинает путь вниз. Он может включать, казалось бы, бесконечный период скитаний, горя и ярости, свержения королей, поисков утраченных частей личности и встречи с темным началом. На это порой уходят недели, месяцы или годы, и для многих это становится временем добровольной изоляции — темноты и молчания, обучения искусству внимательно прислушиваться к себе: понимать, как быть, а не делать. Внешний мир может воспринять это как депрессию и период застоя. Семья, друзья и коллеги умоляют нашу героиню «покончить с этим».
После периода спуска героиня начинает медленно залечивать раскол матери и дочери — рану, возникшую при отказе от женского начала. Это включает — но не всегда — реальное налаживание отношений с мамой. Однако исцеление происходит внутри самой женщины, когда она начинает заботиться о теле и душе и возвращает себе эмоции, интуицию, сексуальность, творческие способности и чувство юмора.
А дальше ей нужно овладеть тонким искусством поддержания душевного равновесия и набраться терпения для медленного и незаметного объединения в себе женского и мужского начал.
Используя мифы и сказки, а также опыт своих пациенток и самоанализа, Мердок создает картину архетипического пути женщины. Читайте книгу, чтобы увидеть ее и «приложить» к себе.
По материалам книги «Путешествие героини»
Обложка поста — freepik.com