Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
МИФ и «Страдариум» представляют. Полный бестиарий мировой литературы
вчера 274 просмотра

Алексей Зыгмонт
Алексей Зыгмонт

Почему чудища так пугают нас — и так завораживают? Почему когда-то мы боялись стоглавых гигантов, а потом резко переключились на вампиров, мумий и кадавров, собранных из частей тел? Что скрывают в себе их образы?

Встречайте: «Монстры у порога» — первая книга от издательства МИФ и онлайн-лектория «Страдариум». Доктор филологических наук Алексей Вдовин проведет вас в мир литературных монстров и посвятит в тайны Мефистофеля, Франкенштейна, Дракулы — и других, более экзотических тварей.

В книге десятки цветных и черно-белых иллюстраций. Готовы узнать, как выглядит жуткий Вий?

Привет, я ваш новый дьявол

Возьмем Люцифера Данте: у него три зубастые пасти и нетопырьи крылья, он молчит и навеки вмурован в лед на последнем адском кругу. И сравним с Мефистофелем Гете — игривым и болтливым существом, извергающим похабщину.

Мефистофель соблазняет Маргариту. Иллюстрация Эжена Делакруа к французскому изданию «Фауста».

Мефистофель — это новый дьявол для Нового времени: эпохи революций, перемен, новых идей. Он не падший ангел былых времен, а темная сторона человечества — воплощение бунта и нигилизма.

«Великие умы творят великое зло. Это гениальное прозрение Гёте. В концепции Гёте человек освобождается от жестких религиозных догматов и несет ответственность не перед Господом, а перед собой».

Революционные монстры

Вспомните мифических чудищ Древней Греции: Минотавра, лернейскую гидру или Сциллу с Харибдой. Это существа из мира неукрощенной природы. А теперь сопоставьте их с «извергом» Франкенштейна: он оживлен электричеством, ищет любви и потом озлобляется на создателя. Или Дракулой: тот строчит письма, пользуется кораблями и соблазняет юных дев.

Монстр ― это всегда порождение человеческих страхов, а их набор зависит от общества и эпохи.

В Античности люди боялись стихий и богов, а в XIX веке ― дерзновений науки и сердцеедов с Востока. А еще монстры двойственны. Где ужас ― там и влечение. Пресловутых юных дев почему-то неудержимо влечет к вампирам, а Хома Брут из повести Гоголя зачарован красотой и привлекательностью ведьмы-панночки.

Монстр-монстр, что ты прячешь?

Давайте поиграем. Возьмите любого современного монстра, какой больше нравится. Например, Фредди Крюгера или клоуна Пеннивайза. Погуглите, когда именно его придумали, и запишите 3 пункта о том, какие страхи и желания он воплощает: общие, присущие окружению или ваши собственные.

Ксеноморф из фильма «Чужой» (1979).

Мы в МИФе выбрали ксеноморфа из фильма «Чужой» (в книге про него не было, честно!). И вот что вышло:

1) желание покорить космос (1979 год ― это излет «космической гонки»);

2) страх перед его глубинами;

3) страх перед инфекциями.

А кого выбрали вы? И что получилось?

Загадки дракуловедения

Откуда у первой жертвы вампира, Люси, эта диковинная фамилия ― Вестенра? Зачем он упоминает, что в его жилах течет кровь Аттилы? Где был таинственный граф последние 300-400 лет ― со Средних веков и до того, как явиться в Лондон?

Все это мы поймем, лишь обратившись к значению Дракулы как символа. Ведь он ― настоящий кладезь потаенных желаний и фобий тогдашней Британской империи. Воплощение восточной отсталости и животного эротизма ― в эпоху колониализма и пошатнувшегося табу на сексуальность. Чернокнижник ― а ведь британцы и сами баловались оккультизмом. Ловкий соблазнитель ― тогда как нам почему-то нельзя…

«Все, что связано с Дракулой, связано на самом деле с сексом. Дракула — это кривое отражение скрытых и явных желаний большинства людей: удовлетворять свои сексуальные потребности, обладать властью и богатством».

Что еще в книге

Эта книга — о фантастических монстрах и текстах, в которых они обитают. Создателях того и другого — и эпохе, когда они жили. Какие страницы политической и социальной истории повлияли на литературных монстров? Чем русские вампиры отличались от западноевропейских?

Благодаря книге вы по-новому взглянете на знакомые тексты готической классики — и познакомитесь с теми, о которых вряд ли слышали.

«Эта книга родилась из моей давней страсти ко всему новому, неизведанному, непознанному. Триллер или фильм ужасов одновременно и пугает, и неотвратимо манит к себе. Но страшно. Но увлекательно. Но жутковато. Замкнутый круг…», — пишет автор книги, историк литературы и доктор филологических наук Алексей Вдовин.

Вот еще несколько «страшных тайн», разгадка которых вас ждет на страницах:

  • Почему у чудовища Франкенштейна смуглая кожа
  • Какими научными открытиями вдохновлялась Мэри Шелли
  • Как Гоголь обманывал читателя насчет Вия
  • Почему в России почти нет «своих» монстров
  • Чем так страшны египетские «Жуки»
  • Как монстры «переехали» из заброшенных замков в города
  • Секреты популярности Дракулы
  • Каких монстров нам готовит грядущий век

«И хочется, и колется» ― поговорка, лучше всего отражающая наши отношения с монстрами. Потому что речь о нас самих. Погрузитесь в пугающий мир литературных чудовищ ― если не боитесь узнать что-то новое о себе.

Рубрика
Культура
Похожие статьи