Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
«Не забывайте про защитный крем», или Как работать с обратной связью
24 сентября 592 просмотра

Госпожа Метафора
Госпожа Метафора

Год назад впервые стартовал курс «Текст как инструмент» с челленджем «50 текстов за 50 дней». Те, кто челлендж выдержал, получил возможность опубликоваться в блоге МИФа. Сегодня представляем вам статью Дарьи Абрамовой. Скоро начнется второй поток — и будет еще больше прекрасных текстов.



Дарья Абрамова, выпускница курса «Текст как инструмент»

Однажды мне оставили негативный комментарий о моем тексте, и я на несколько дней потеряла покой и сон. Я не из тех, кто обладает железным самообладанием и иммунитетом к критике. Могу признаться: меня пугает то, что я могу услышать или прочесть о своих рассказах или статьях. Но я считаю, что именно умение работать с обратной связью — основной элемент развития писательского мастерства. В статье поговорим о том, как отличить обратную связь от предвзятого суждения, вынести из здоровой критики самое полезное и справиться с эмоциями, если мнение о тексте задело.

Точки роста

Термин «обратная связь» имеет вполне четкое определение и подразделяется на несколько видов. Обратная связь — это отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие.

В зависимости от ситуации может применяться корректирующая обратная связь, поддерживающая или развивающая. Давайте разберем каждую на понятных примерах с работы.

  • Если руководитель считает, что в действиях сотрудника есть определенные недостатки, он дает корректирующую обратную связь: обозначает, что не так, и предлагает вместе подумать, как это исправить.
  • В случае если все отлично, от руководителя исходит поддерживающая обратная связь: он хвалит сотрудника за то, что у него получается.
  • И развивающая, как может быть понятно из названия, применяется в том случае, когда сотрудник справляется со своей задачей, но руководители видны «зоны роста», на которые он может обратить внимание.

Мне кажется, что именно так стоит смотреть и на те комментарии и отзывы, которые получаешь от читателей и коллег — писателей, критиков. Они могут придать вам сил и мотивации, а могут показать, где же ваша «ахиллесова пята».

Фото из личного архива Дарьи Абрамовой

Но важно помнить, что не любое высказанное мнение о вас, как о писателе или о вашем произведении, является обратной связью.

Принципы обратной связи

Как отличить обратную связь от предвзятого суждения? Вот несколько принципов.

Предметность

Обратная связь всегда предметна, то есть выдается в ответ на какие-либо действия, и характеризует именно действия и их результат, а не человека. Это важно, потому что авторам бывает сложно отделить себя от своего текста. Но полезный комментарий, неважно позитивный или негативный, всегда будет про текст.

Случай из жизни: у меня есть рассказ, где главная героиня очень зависима от мужа, от его постоянного присутствия рядом, и провожая его в командировку, сильно нервничает от необходимости провести одной несколько недель. На литературном семинаре девушка прокомментировала его в духе «негоже вам, взрослой женщине, переживать из-за того, что муж просто уехал в командировку, еще и писать об этом». Вот он — классический переход на личности.

Совсем иначе звучала бы обратная связь. Что-то вроде: «Я не могу в полной мере посочувствовать героине, потому что не до конца понимаю проблему».

Мотивация

Обратная связь дается человеку с целью его развить, а не убить в нем любое стремление что-то делать. Поэтому ценные комментарии всегда о том, как текст улучшить, а не о том, насколько он плох. Хейт, обесценивание, издевки не могут считаться обратной связью, и реагировать на них автору точно не нужно.

Как работать с обратной связью

Но даже получив ценные комментарии, можно остаться в сложных чувствах. И это нормально, потому что не бывает текстов, которые нравятся каждому. А следование всем рекомендациям и пожеланием может убить индивидуальность автора и его стиль, к тому же эти рекомендации иногда могут противоречить друг другу. Меня спасает мысль, что даже в стиле Тургенева и Толстого литературоведы находят недостатки.

Я считаю важным ответить на вопросы:

  • Какие из комментариев попадают в цель, помогают пересмотреть и улучшить текст?
  • Что хочется поменять, убрать или добавить?
  • Станет ли произведение лучше после редактуры?

Не забывайте про защитный крем

Возможно, вы слышали о речи, которую произнес писатель Курт Воннегут для выпускников Массачусетского технологического университета в конце 90-х. Она известна под названием «Не забывайте пользоваться солнцезащитным кремом».

«Помните комплименты, которые вы получаете, но забывайте оскорбления. И если вам это удастся, скажите мне, как?»

Это и впрямь наша общечеловеческая черта, мы часто фокусируемся на плохом, забывая о хорошем, и негативные комментарии задевают нас сильнее. «Мне очень понравилось, как вы поработали с описанием персонажей» может померкнуть на фоне «Такая ерунда вообще, читать невозможно». Хотя первый комментарий не просто приятен, он полезен! А второй вряд ли поможет в работе, но точно будет крутиться в голове целый день.

Обратная связь — важный инструмент писательского развития, и всегда лучше иметь множество комментариев и отзывов, чем не иметь их вообще. Поэтому не стоит прятаться от рецензентов и критиков, от участия в семинарах. Это поможет найти настоящие жемчужины среди чужих комментариев и выработать свой авторский стиль.

А еще помните, что оставляя отзыв на книгу или статью, вы тоже можете сделать выбор: высказать свое мнение или, например, предоставить автору развивающую обратную связь.

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи