Баба-яга как нечаянный помощник, избушка-портал в потусторонний мир и запреты, что всегда нарушаются. Филолог и фольклорист Владимир Пропп известен во всем мире: он понял, как устроены сказки, и предвосхитил идеи Кэмпбелла, которые перекочевали в тысячи фильмов, игр, книг. Но с непривычки это чтение может показаться непростым. Вот почему мы пригласили еще одного ученого — и блистательного оратора! — Александру Баркову. И попросили ее разобрать фундаментальный труд «Исторические корни волшебной сказки».
На этом лектории вы откроете истинный смысл знакомых историй. Лучше узнаете культуру и обычаи предков. Приобщитесь к великому.
Приятный бонус: с промокодом BLOG цена на обучение будет ниже на 30%.
Формула сказки
У сказки есть постоянные величины — функции действующих лиц, всего их 31. Их повторяемость поразительна: к примеру, и баба-яга, и Морозко, и медведь, и леший, и даже кобылячья голова испытывают и награждают падчерицу. Другие персонажи, как бы они ни были разнообразны, часто делают одно и то же.
А ведь это известная сказка «Гуси-лебеди»! На основные элементы можно разложить любые сказки и тем самым определить их отношение друг к другу. А затем использовать это для создания текстов, брендов, произведений искусства, психологических разборов — мощные знания.
Напоила-накормила
Когда герой попадает к Бабе-яге, она выспрашивает у него цель поездки: «Дело пытаешь или от дела летаешь?» Мы ожидаем, что гость даст ответ. Но — неожиданный поворот — он требует поесть. «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми». И что самое необычное, яга при таком ответе смиряется: «Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила». Почему так?
Здесь есть связь с культурами и других народов. Так, в египетском заупокойном культе мумиями прежде всего «предлагали» еду и питье. Считалось, что это отверзает уста умершего. В североамериканских сказаниях старая женщина предупреждает людей, чтобы они не ели того, что им даст Комокоа (хозяин воды), иначе они никогда не вернутся на верхний свет.
Запрет стричь волосы
«В этот чулан не моги заглядывать». «Береги братца, не ходи со двора». «Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи». Обращение к герою с запретом — одна из функций сказки. Правда, один запрет — стричь волосы — обычно не высказан прямо, но тоже важен. Как его объяснить?
Еще волосы придавали девушке особую привлекательность. Вспомните Рапунцель, героиню грузинской сказки «Иадон и Соловей» или нашу Василису. «Никуда она из терема не ходила, вольным воздухом царевна не дышала; много у ней и нарядов цветных, и каменьев дорогих, но царевна скучала: душно ей в тереме, в тягость покрывало! Волосы ее густые, златошелковые, не покрытые ничем, в косу связанные, упадали до пят, и царевну Василису стали величать: золотая коса, непокрытая краса».
Лекции Барковой? Иду!
Когда мы в МИФе обсуждаем новые курсы с Александрой Барковой, почти у всех готов автоответ: «Иду!» Александра Леонидовна — исследовательница мифологии и фольклора, кандидат филологических наук, автор книг «Славянские мифы», «Зельеварение на Руси» и соавтор книги «Славянские мифы для детей».
Нас и в этот раз ждет мно-о-ого интересного. Например:
- Пропп пишет, что волшебная сказка происходит из обряда инициации. Что это за обряд?
- Почему у избушки — курьи ножки? Какие еще ритуальные строения сооружались подобным образом?
- Различия «мужского» и «женского» типа сказок
- Формы переправы в потусторонний мир
- Почему главный монстр в мифологии — змей?
- Волшебные помощники в сказке и шаманской практике
- Формы представлений о душе. Как эти представления отражаются в сказке, мифе и шаманской практике
Монументальный труд Проппа поражает и восхищает огромным количеством культурных пластов. Каждая страница увлекает все дальше в лабиринт сказочного многообразия. Обсуждение этой книги — да еще с опытным проводником — интеллектуальное удовольствие высшего порядка.
По материалам лектория «Расшифровка волшебных сказок»
Обложка поста — freepik.com