Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Психологические смыслы философского камня
20 июня 1 335 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Философский камень — конечная цель алхимического процесса — богатый и сложный символ. Казалось бы, какую ценность для современной эмпирической психологии имеют фантазии алхимиков? На это можно ответить так: фантазии алхимиков символически отражают глубокие уровни бессознательного и предоставляют ценные аналогии. Психологическая наивность и некритичность алхимиков позволили символическим образам проявляться без искажений. Эти аналогии помогают нам сегодня понимать образы, которые возникают у разных людей в процессе глубинного анализа. Делимся фрагментами о философском камне из книги «Эго и Архетип».



Эго и Архетип

Что умеет философский камень

Цель процесса индивидуации состоит в осознанном установлении отношений с Самостью. Цель алхимического процесса чаще всего символизирует философский камень. Таким образом, философский камень служит символом Самости. Довольно подробное описание философского камня есть во введении к антологии трактатов по алхимии, изданных в 1652 году в Лондоне. Вот некоторые тезисы.

1. Минеральная разновидность философского камня способна доводить с помощью трансмутации любое несовершенное, земное вещество до высшей степени совершенства, то есть превращать низменные металлы в совершенное золото и серебро, трансформировать обычные кремни в различные драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды и бриллианты). Но это составляет лишь малую толику тех благ, которые можно приобрести с помощью философского камня, когда известны все его достоинства.

2. Далее идут растительный, волшебный и ангельский камни, которые не содержат частиц минерального камня, ибо они изумительно искусны, и каждый из них отличается от других по своей природе и по своему действию.

3. С помощью растительного камня можно в совершенстве постигать природу человека, животных, птиц, рыб, различных деревьев, растений, цветов и знать, как их производить и побуждать к росту, цветению и плодоношению, как улучшать их цвет и запах когда угодно и где угодно в любое время года, и даже в разгар зимы.

4. Кроме того, его мужскую часть, восходящую к солнечному достоинству и способную своим чрезмерным жаром сжигать и уничтожать любое существо и растение, смягчает своим крайним холодом (если применить ее немедленно) женская, лунная часть, способная, благодаря своему лунному свойству, привести в оцепенение и заморозить любое животное, если солнце тотчас не окажет ему помощь; ибо, хотя они и созданы из одной природной субстанции, в действии они проявляют противоположные качества; и все же между ними происходит естественное взаимодействие, и то, что не способна сделать одна часть, способна сделать, и делает, другая часть.

5. С помощью волшебного камня можно обнаружить местонахождение любого человека в любой части мира, как бы хорошо он ни схоронился в палатах, чуланах или пещерах, ибо и там он позволяет все тщательно исследовать. Одним словом, он представляет вашему взору весь мир, в котором вы можете увидеть или услышать все, что пожелаете. Более того, он позволяет человеку понимать язык живых существ, чириканье и щебетание птиц, мычание животных.

6. Ангельский камень неуловим, его невозможно ни увидеть, ни почувствовать, ни взвесить. Его можно попробовать только на вкус. Человеческий голос (который имеет некоторое сходство с его тонкими свойствами) не идет ни в какое сравнение с ним. Сам воздух больше доступен для зрения, чем он, и тем не менее (о, чудо!) камень способен вечно пребывать в огне без ущерба. Он обладает божественной, неземной, незримой силой и, что еще важнее, наделяет владельца божественными способностями.

Четверка в алхимии и психологии

Описание философского камня, несомненно, представляет компиляцию свойств камня, описанных в многочисленных алхимических трактатах. Автор описал философский камень так, словно речь идет о четырех различных камнях, которые он, соответственно, называет минеральным, растительным, волшебным и ангельским.

В алхимии число четыре играет очень важную роль. Четверка считалась основным упорядочивающим принципом материи. В начале мира, еще до творения, не существовало ничего, кроме первичной материи, которая не имела формы, структуры и конкретного содержания. Все существовало в потенциале и ничего в реальности. В акте творения четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода — выделились из первичной материи.

Словно на первичную материю был наложен крест, состоящий из четырех стихий, — и это придало ей порядок и структуру, космос был извлечен из хаоса.

Для получения философского камня необходимо вновь объединить четыре элемента в единстве квинтэссенции. Таким образом, первоначальное состояние целостности и единства первичной материи восстанавливается на новом уровне в философском камне.

Эти идеи имеют немало сходства с процессом психологического развития, где, в частности, число четыре символизирует целостность. В психологических представлениях число четыре обычно соотносится с четырьмя психическими функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией. Но такое понимание четверки не способно охватить весь спектр значений. Например, четыре элемента невозможно отождествить с четырьмя функциями. Скорее, структурирующая модель четверицы может возникать в самых разных контекстах, привнося в опыт порядок и дифференциацию. Но во всех случаях «четыре» указывает на исполнение или завершение.

Красота в глазах смотрящего

Такие неблагородные металлы, как свинец, считались неразвитыми, ранними формами. Они очень медленно созревали и превращались в благородные металлы — золото и серебро. Алхимики считали, что с помощью методов своего искусства они могут ускорить процесс естественного развития.

Эта идея является очевидной проекцией того факта, что естественному психологическому росту способствуют внимательное отношение к психическому содержанию и его проработка.

Золото и серебро считались благородными металлами, потому что они неуязвимы, не подвержены ржавчине и коррозии. Таким образом, они являются носителями таких качеств, как неизменное постоянство и вечность. Точно так же и переживание Самости в процессе индивидуации наделяет эго качествами надежной стабильности, которые делают его менее подверженным регрессивному распаду. Эти качества эго формируются на основе роста осознания и укрепления связи со сверхличным, или «вечным», измерением психики, которое является важным аспектом переживания Самости.

Драгоценные камни представляют собой ценности — предметы, которые обладают красотой и имеют высокую стоимость. Кремниевые осколки — это неинтересный, тусклый, но довольно твердый материал. Они представляют собой обыденные, «бытовые» стороны жизни. С психологической точки зрения способность философского камня превращать одно в другое относится к способности интегрированной личности разглядеть смысл и ценность в самом обычном и даже неприятном событии. Точно так же и в низших, «неблагородных» аспектах нашей личности можно разглядеть ценность.

Преображение происходит за счет изменения установки и восприятия, поскольку красота находится в глазах смотрящего.

Две сущности

Философский камень объединяет две противоположные сущности — горячую мужскую солнечную часть и холодную женскую лунную часть. Эта точка зрения соответствует мысли, на которой в свое время подробно остановился Юнг, а именно: Самость переживается и символизируется как союз противоположностей. Философский камень нередко характеризуют как союз Солнца и Луны (coniunctio). Этот парадокс нашел отражение во многих алхимических изображениях.

Рисунок алхимиков.

Солнечно-лунный гермафродит. Иллюстрация из книги.

В тексте также описаны отрицательные и опасные свойства, которые демонстрирует каждая из этих частей, когда действует самостоятельно. Предоставленная сама себе, солнечная часть оказывает разрушительное воздействие из-за чрезмерного нагрева и интенсивности.

С психологической точки зрения односторонняя солнечная составляющая философского камня в его разрушительном аспекте встречается как внутри, так и во внешней проекции. Внешне она может переживаться как ожог в результате воздействия огненного аффекта другого человека. Внутренне это может происходить, когда человек отождествляется с пламенным гневом, возникающим из бессознательного, или оказывается проглоченным им.

Оба проявления приводят к психическим травмам, на исцеление которых уходит много времени.

В умеренных или смягченных дозах солнечное либидо способствует творчеству, жизни и плодотворной деятельности, тогда как односторонняя избыточность солнечного либидо оказывает пагубное воздействие на психическую жизнь. В тексте сказано, что встреча с лунной частью философского камня также приводит к разрушительным последствиям, так как ее исключительный холод «вызывает оцепенение и замораживает». Классический пример отрицательного женского принципа, вызывающего оцепенение и паралич воли, содержится в мифе о горгоне Медузе. Каждый, кто осмелится бросить взгляд на нее, превращается в камень. Эго мужчины наименее защищено от таких воздействий.

Эта и много других книг с приятными скидками в честь 19-летия МИФа: здесь.

Где еще можно купить книгу «Эго и Архетип»: Ozon / WB / Читай-город

Похожие статьи