Как в древних Афинах называли женщину? Безопасно ли девушке есть гранат без свидетелей? И есть ли связь между мифом о Пандоре и яблоком Евы? Ответы узнаем на курсе «Укрощение строптивых гречанок». Лекции читает арт-журналист Мария Аборонова: она провела настоящее расследование и расскажет, как менялось отношение к женщинам в разные периоды Античности.
Лекторий стартует 27 мая, а пока можно прочитать интервью с экспертом: о главной теме расследования и вопросах, которые обсудим на встречах.
— Мария, как вы пришли в профессию арт-журналиста? Почему выбрали именно сферу искусства?
Укрощение строптивых гречанок
Изучая историю искусств в качестве дополнительного образования, я фиксировала, что означают сюжеты разных картин. В живописи старых мастеров много символов, хорошо понятных их современникам, но сложно доступных нам в XXI веке. В своем личном блоге я делилась с друзьями тем, что мне нравилось, в формате неформального анализа. Они же и посоветовали мне завести отдельный аккаунт.
Постепенно блог дополнился контекстом создания картин и пересказом сюжетов, стоящих за ними. Что это за голая женщина? При чем тут конь? Так родилась рубрика #Пересказ_мифов, перекочевавшая в марте 2022 года в мой телеграм-канал.
Летом 2022 года Сергей Минаев, на тот момент главный редактор издания «Правила жизни», ныне его редакционный директор, предложил мне вести колонку про искусство. Так появилась рубрика #На_изящном. С тех пор мы сделали (и продолжаем делать) с «Правилами жизни» много прекрасных проектов, включая редакционный подкаст с деятелями мира искусств, ведущей которого я выступила в 2023 году.
— Вы провели исследование, темой которого стало отношение к женщинам в Античности. Как сформировалась эта тема?
Она формировалась постепенно в процессе развития рубрики #Пересказ_мифов в моем телеграм-канале. Чем больше мифов я разбирала, тем больше было интересно понять, сколько там правды, а сколько современной древним грекам культурной пропаганды. В первую очередь у меня все-таки высшее юридическое образование, интерес к правовой стороне вопросов во мне неубиваем. А после выхода моей книги с пересказами мифов у многих читателей тоже были вопросы, что стоит за всеми древнегреческими мифами о похищениях, каким было положение реальных женщин в Древней Греции? В формат телеграма ответы уже отчаянно не помещались.
Все сложилось, когда издательство МИФ предложило мне сотрудничество осенью прошлого года. У нас родилась идея сделать большое исследование о правах женщин в Древней Греции, а его результаты рассказать в формате лекций на платформе МИФа.
— На ваш взгляд, как знания о положении женщин в Древней Греции помогают современным девушкам?
Когда погружаешься в мифы, а потом сравниваешь их содержание с реальным правовым положением женщин в Античности — ужасаешься. Все это насилие мы часто воспринимаем как какую-то выдуманную историю: Медузу взяли силой на полу в храме, Аид украл Персефону. Но вообще-то это была нормализация социальных тенденций через культуру. Отражение принятого отношения к женщинам и постоянное напоминание — какими они должны быть.
Многое из того, что нам кажется привычным, таковым не является.
Хочется предложить людям посмотреть на выглядящие фундаментальными объекты под критическим углом — и задуматься, а почему они такие? Даже у античных мифов есть конкретные авторы, исторический контекст и определенные причины, которые повлияли на появление того или иного нарратива. Когда тренируешь мозг задаваться такими вопросами в развлекательных целях, этот процесс становится необратимым и распространяется на более серьезные вопросы. Думаю, такой навык полезен не только современным девушкам, а современным людям в принципе.
— Что было самым сложным во время расследования?
Заставить себя сесть написать финальный текст. Те, кто много работают с текстами, меня сейчас поймут. 80% работы автора — прокрастинация, остальные 20% — это когда тревожность наконец перевешивает, ты садишься писать все за несколько часов до дедлайна.
— На ваш взгляд, кому будет интересен лекторий?
Всем, кому больше 18 лет и кто любит нарушать «принцип сосиски»: узнавать, как сделано то, что им нравится. Этот лекторий — исследование первоисточников популярных мифов и контекста их создания, чтобы объяснить, что стоит за такими известными образами, как Персефона, Елена Троянская, Медуза Горгона, Пандора и амазонки.
Лекторий «Укрощение строптивых гречанок» начинается через неделю, 27 мая. Промокод blog даст хорошую скидку — 30%. Приходите — будет интересно.