Зачем гадать на перекрестке? Почему нельзя зажигать огонь, не помолившись? Где обитают черти и лешие? Можно ли плевать на сырую землю?
Издали классическое исследование этнографа Сергея Максимова. Книгу, пропитанную глубоким пониманием быта и нравов русского народа. Под обложкой — обычаи, празднества и ритуалы, где реальность переплетается с мистикой и загадкой, а христианство — с язычеством. Живо, красочно и очень увлекательно.
Нечистая, неведомая и крестная сила
«Очарованный странник» русской этнографии
Сергей Максимов — знаменитый русский этнограф и фольклорист. Большую часть своей жизни он посвятил экспедициям по разным уголкам нашей страны, где скрупулезно собирал сведения о жизни крестьян.
Результатом этих исследований стала книга «Нечистая, неведомая и крестная сила», написанная Сергеем Васильевичем в самом конце жизни и опубликованная в 1903 году уже после его смерти.
«В живых образах рисует автор и мужика, и бабу, как тенетами опутанных верой в нечистую силу; с метким юмором характеризует простоватого русского черта и его незатейливые проказы», — писал о книге ее первый издатель Вячеслав Николаевич Тенишев.
Нечистая, неведомая и крестная
В сборе материалов принимало участие 345 респондентов в разных частях России (сельских учителей, земских работников, священников, студентов), присылавших собранные на местах сведения в этнографическое бюро, где работал Максимов.
В результате появилась книга, состоящая из трех самостоятельных частей:
- в первой («Нечистая сила») содержатся крестьянские мифологические верования (всего описаны восемнадцать мифологических существ, характерных для русской традиции);
- во второй («Неведомая сила») собраны представления о персонифицированных элементах природы (огне, воде, земле, священных деревьях);
- в третьей («Крестная сила») описана народная календарная система, воплотившая в себе знания о христианских святых.
Получился масштабный и поистине уникальный труд о быте, нравах и верованиях русского народа. Мы издали его в оригинале, с потрясающей яркой обложкой от современной художницы Тани Дюрер.Вот несколько фрагментов из книги.
Царь-огонь
Уверовав в скрытую, таинственную силу живого огня, крестьяне вместе с тем не теряют благоговейной веры в мощь и влияние всякого огня, каким бы способом он ни был добыт. Коренной русский человек, с малых лет приглядывающийся к родным обычаям и привыкший их почитать, не осмелится залить или плюнуть в огонь, хотя бы он убедился на чужих примерах, что за это не косит на сторону рот и виноватые в этих поступках не чахнут и не сохнут.
Точно так же те, которые придерживаются старых отеческих и прадедовских правил, не бросят в затопленную печь волос (чтобы не болела голова), не перешагнут через костер, не сожгут в нем экскрементов человеческих (из боязни корчей и судороги тем людям).
При наступлении сумерек огонь зажигается всегда с молитвой, и если при этом иногда начнут ссориться между собою невестки, то свекровь говорит: «Полно вам браниться, удержите язык, аль не видите, что огонь зажигают?» И ссора прекращается, перебранка смолкает.
Пасха Христова
Наши крестьяне повсеместно не знают истинного значения и символического смысла красного яйца и даже не догадываются, что оно знаменует собой мир, обагренный кровью Христа и через то возрождающийся для новой жизни.
Объясняя происхождение этого христианского символа по-своему, крестьяне говорят, что яйцо ввели в употребление еще первые апостолы. «Когда Пилат распял Христа, — рассказывают они, — то апостолы очень испугались, что Пилат и до них доберется, и, чтобы смягчить его сердце, накрасили яиц и принесли ему в подарок, как еврейскому начальнику. С тех пор и пошел обычай красить на Пасху яйца».
В других местностях (например, в Ярославской губ.) крестьяне, объясняя происхождение пасхального яйца, подходят ближе к истине, хотя далеко не всё себе уясняют. «Перед Пасхой, — говорят они, — Христос был мертв, а потом в пользу христиан воскрес. Вот и яйцо точно так же: оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти».
Но на вопрос, почему же яйцо окрашивается в красный цвет, те же ярославские мужики отвечают: «Так ведь и сама Пасха красная, в Священном Писании прямо ведь сказано: «праздник из праздников». Ну, окроме того, и звон пасхальный тоже зовется «красным».
Что еще
Сергей Максимов живо и красочно описывает таинственные явления крестьянской жизни: суеверия, обычаи, праздники и ритуалы, где реальность переплетается с мистикой и загадкой. Всё это делает книгу не только ценным источником знаний, но и настоящим шедевром этнографического искусства.
Вы узнаете:
- Почему кикиморы покровительствовали старательным хозяйкам
- Что делают в лошадиный праздник
- Кого считали защитниками кур и покровителями семейного очага
- Что такое «спорная вода»
- Где обитают баенник и кликуша
- Почему нельзя снимать крест и ходить ночью в баню
- Что наши предки отмечали 1 апреля
…480+ страниц глубокого вдумчивого чтения о мудрости крестьянского мира.
Книгу «Нечистая, неведомая и крестная сила» можно назвать своеобразным итогом развития отечественной этнографии и фольклористики. И невероятной возможностью спустя 120 лет услышать голоса наших далеких предков.
Заказать: МИФ • OZON • WB • Читай-город