Красивая детская книжка в плотной красочной обложке с узорами на полях в старорусском стиле… Возможно, каждый из нас держал такую? В этих неповторимых четких иллюстрациях узнается рука мастера — художника русской сказки Ивана Билибина. Собрали подборку авторских приемов, которые помогут в работе иллюстратора.
P.S. Скоро в МИФе стартует масштабный курс для всех, кто неравнодушен к шуршащим страницам, запаху типографской краски и оформлению — «Книжный иллюстратор». Если хотите найти свой стиль — присоединяйтесь.
К чему стремится душа?
Билибин начинал работу с эскиза, затем переносил его на кальку, а после — наконец, на лист ватмана. Художник был очень внимателен к выбору материалов, оттенков красок и особенностей типографской бумаги. Однако его узнаваемый и уникальный «билибинский» стиль не определялся только техническими аспектами.
Иван Билибин обожал русские народные сказки и былины, и долго размышлял, как передать эту любовь на бумаге. Его вдохновило посещение выставки Виктора Васнецова, где он увидел картину «Богатыри» и ощутил, что это то, к чему стремилась его душа.
«Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа». Под впечатлением от картины Билибин создал акварельные иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и «Царевне-лягушке», — писал позже Иван Билибин.
Железная рука
Творчество Билибина хорошо узнаваемо благодаря приемам, которые он сам придумал и использовал во всех своих работах. Билибин очень трепетно относился к графике, говоря, что она обращает внимание на линию, ее характер, а не на отдельные цветовые пятна.
«Царь, поднявшись очень рано, похмелялся с полупьяна…» Источник
Друзья за четкую прорисовку линий величали Билибина «Иван — железная рука». Контуры рисунка он тщательно прописывал тушью, а после прокрашивал внутри акварелью.
Художник считал, что каждая линия должна быть осознанной, подчеркивать форму и скользить по ней.
Красота — в деталях
Давайте рассмотрим картину, где Василиса Прекрасная в лесу наблюдает за всадником на белом коне. Мы не видим лиц героев, но детали тщательно проработаны: костюмы и узоры на них, деревья и цветы. Благодаря мастерству Билибина, просто взглянув на картину, можно, не читая сказку, понять, что происходит в данный момент. Даже кусочек неба, окрасившийся в розовый цвет в левом углу картины, говорит нам о времени действия. Картину обрамляет ритмичный узор из повторяющихся елок, птиц и лошадей.
«Василиса Прекрасная и белый всадник». Источник
Выходите за пределы иллюстрации
Книги Билибина богаты узорами, в них очень яркая декоративность. Художник не останавливался на отдельных иллюстрациях, он прорабатывал всю книгу в ее стиле от обложки до обложки, вплоть до шрифтов и
орнамента по краям обложки. Каждая иллюстрация обрамлена узорчатой рамкой, так что нам невольно приходят на ум резные наличники на деревенских деревянных окнах.
Изучайте новое
Билибин искал вдохновение везде: изучал традиции иконописи, русской лубочной живописи и даже путешествовал по различным губерниям России, Тверской, Архангельской, Вологодской и Олонецкой… Он также прославился как театральный декоратор, иконописец, фотограф, «рекламист» и и автор двуглавого орла, изображенного на российских монетах.
Крым. Kоктебель. Источник
Еще одна вещь, которая интересовала Билибина — японская гравюра. Именно в них он нашел ту четкость рисунка и ясность линий, которую захотел сделать фирменным стилем.
Рычите от восторга
«Насколько я себя помню, я рисовал всегда», — писал художник. Авторитетом для Билибина стал его преподаватель — Ян Францевич Ционглинский. Как вспоминал сам Билибин, это был «прекрасный учитель, гордо и бурно входивший в класс и проповедовавший рыцарское преклонение перед Прекрасной Дамой — святым искусством». Его главный афоризм: кричите, свистите и рычите от восторга к искусству! Именно эту мысль перенял ученик Ционглинского.
Иллюстрация к русской народной сказке «Белая уточка». Источник
Не бойтесь критики
Во время XVII Передвижной выставки 1898 года картина «Иван-Царевич» вызвала ожесточенные споры среди критиков. Одни утверждали, что в композиции были ошибки, другие считали, что художник изобразил не волка-оборотня, а скорее какое-то чучело, напоминающее игрушечное животное для карусели. Некоторые даже утверждали, что в такой позе ни одно настоящее животное не может бежать.
В журнале «Русская мысль» писали: «„Ивана-царевича“ не приобрел П.М. Третьяков, у него уже достаточно собрано произведений этого художника, столь неудачно увлекшегося новшеством, якобы долженствующим создать особливую русскую живопись, непохожую ни на какую другую. Выходило нечто, в самом деле, ни на что не похожее, свидетельствующее о том, что и с талантом можно забраться в такие дебри бессмыслицы, из которых почти нет средств выбраться на свет божий…»
Но Иван Билибин продолжал работать. У него не было времени на критику. Он мечтал творить. Так он и нашел своих самых восторженных поклонников.
Погружение в мир иллюстрации начинается совсем скоро. Записаться на курс можно здесь. А промокод BLOG даст приятную скидку — 30%.
Обложка поста — rusmuseumvrm.ru