Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
«Невидимый человек». Книга из списка 100 лучших романов всех времен теперь на русском языке
12 февраля 900 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Роман «Невидимый человек» впервые увидел свет в 1952 году. Яркий и страстный, он оставался в списке бестселлеров в течение многих недель, а своего автора Ральфа Эллисона (тогда еще неизвестного) сделал одним из ключевых писателей XX века. Книга переиздается уже 70 лет и впервые выходит на русском языке (в переводе Елены Петровой). В этом материале расскажем, о чем она и почему ее стоит читать.



Невидимый человек

О чем книга?

«Я человек невидимый… Нет, вовсе не из тех темных призраков, что тревожили Эдгара Аллана По; и к вашим голливудским эктоплазмам тоже себя не отношу. Я человек из плоти и крови, из волокон и жидкостей… можно даже сказать, наделенный разумом. А невидим я, извольте понимать, оттого, что люди отказываются меня видеть. Подобно бестелесным головам, которые изредка показывают в бродячих цирках, я вроде как окружен прочными кривыми зеркалами. Оказываясь рядом со мной, посторонние видят только то, что меня окружает, видят самих себя или плоды своего воображения — да все что душе угодно, только не меня».

С этих слов начинается абсурдное, кошмарное, сюрреалистическое, а порой и веселое путешествие безымянного рассказчика. Он живет в подземном жилище, освещаемом 1369 лампочками, а его патефон проигрывает Луи Армстронга — «Моя ль вина, что кожа, как тоска, черна?»

Двадцать лет назад доктор Бледсоу исключил его из колледжа для чернокожих и отправил в Нью-Йорк с фальшивыми обещаниями трудоустройства. Герой сталкивается с жестокими и противоречивыми реалиями американского расизма, разочаровывается на каждом шагу и становится главным выразителем чаяний Гарлема. Но именно там, где его никто не видит, рассказчик узнает, кем он является как человек — без клише, стереотипов и ограничений, навязанных ему другими.

«Невидимый человек» был удостоен Национальной премии по литературе (США), а также премии Рассвурма, а еще вошел в список 100 лучших романов всех времен от Modern Library.

Кто автор?

Ральф Эллисон родился в штате Оклахома, обучался музыке в Институте Таскиги. В 1930-е побывал в Нью-Йорке, где познакомился с американским писателем Ричардом Райтом. Результатом стала проба пера в области художественной прозы. Написанные Эллисоном рецензии, рассказы, статьи и критические очерки печатались в антологиях и журналах. Эллисон был научным сотрудником Американской академии в Риме, преподавал в Бард-колледже и других вузах, занимал должность профессора и заведующего кафедрой гуманитарных наук имени Альберта Швейцера в Нью-Йоркском университете. Выступил членом-учредителем Национального совета по делам искусств и гуманитарных наук. Сотрудничал со многими учреждениями культуры. Стал автором сборников эссеистики «Тень и действие» и «Вхождение в территорию».

— Так сложилось, что я ежедневно бродил по негритянским кварталам, где незнакомцы сомневались в моих моральных качествах на том лишь основании, что человек одного с ними цвета кожи странным образом отклоняется от общепринятых норм поведения, находя прибежище в районах с преимущественно белым населением, где все те же цвет кожи и неясность моей социальной роли позволяли мне сохранять анонимность и не привлекать к себе всеобщего внимания, — пишет Ральф. — С позиций сегодняшнего дня кажется, что, работая над книгой о невидимости, я сам порой становился то прозрачным, то светонепроницаемым, отчего метался между невежеством провинциального городка и вежливой отрешенностью гигантского мегаполиса.

The Telegraph назвала Эллисона человеком, который сделал Черную Америку видимой. — Источник

Я хотел показать, какие культурные универсалии скрыты в тяжелом положении не просто американца, а чернокожего американца, — не только объясняя, что такое в моем представлении возможность или потенциал, но и отвечая на риторический вопрос о необходимости общения без расовых, религиозных, классовых или региональных барьеров, в основе которых лежит принцип «разделяй и властвуй», используемый и сегодня для предотвращения ситуации, при которой мы более или менее естественным путем пришли бы к признанию существования братского союза между черными и белыми. Чтобы победить стремление нации к отрицанию общечеловеческих ценностей, которые полностью разделяют и мой персонаж, и те, кто, быть может вдохновятся его опытом, я решил, что у моего повествователя будет определенное мировоззрение, самосознание, позволяющее ему ставить серьезные философские вопросы, и вдобавок богатый словарный запас, дающий возможность смело использовать наш живой, многогранный разговорный язык, чтобы по ходу развития сюжета общаться с большим количеством типичных представителей разных слоев населения Америки. Я хотел начать с расовых стереотипов и связанных с ними общественных процессов, а затем показать — одновременно испытывая читателя и его способность отличать правду от литературного вымысла, — что стереотипное мышление мешает нам увидеть, как сложно устроен человек.

Однако не стану делать вид, что вся работа по написанию романа была такой серьезной. На самом деле мне было интересно. Я осознавал, что создаю художественное произведение, произведение искусства и литературы, позволяющее воспользоваться отличительной особенностью романа и сказать правду посредством «лжи» — народный термин афроамериканцев для обозначения импровизированного сказа.

Что говорят критики?

Литературный критик и переводчик Анастасия Завозова включила эту книгу в число самых ожидаемых новинок 2024-го.

— О романе Ральфа Эллисона «Невидимый человек» принято говорить как об очень важном романе, — отмечает Анастасия в публикации для журнала «Правила жизни». — Это и классика (роман был написан в 1952 году), и исключительно точный, острый литературный документ, фиксирующий отмирание расовой сегрегации и хамелеонное переобувание расизма в другие его, менее очевидные, но не менее жестокие, формы. Но «Невидимый человек» — это еще и попросту хороший роман, 600 страниц которого совершенно не кажутся лишними, потому что это смешно, увлекательно и хорошо написано. Критики сравнивают Эллисона с Твеном и Диккенсом, и у героя-невидимки, поначалу искренне пытающегося обрести нового, иного себя, есть что-то общее с Пипом из «Больших надежд», но прежде всего это просто хорошая история, которая, как и всякая приличная классика, не протухла со временем, а просто дозрела до нового читателя.

А вот что говорит о романе книжный обозреватель Денис Лукьянов:

— Герой — своего рода фильтр, и читатель буквально смотрит на события сквозь него («ваши глаза смотрели сквозь меня»). Америка второй половины XX века в этом романе поворачивается обшарпанной и неприятной стороной — в ней нет места никакой «американской мечте». И если историки проговорят все то же самое сухими фактами, то Ральф Эллисон — насыщенным, завораживающим, образным, но в то же время не перегруженным языком, полном отсылок на разные реалии: от статей Эмиля Золя до «Короля Лира».

Заказать роман «Невидимый человек»МИФ / Ozon / Читай-город

Обложка поста — integrallife.com

Рубрика
Проза
Похожие статьи