Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
Кто придумал «Хтонь в пальто»? Интервью с автором книги Ириной Ивановой
8 декабря 2023 999 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Недавно мы издали фэнтези про петербургских хтоней. Эти существа скрывают чудовищный облик под маской человеческого и работают в особенном агентстве. Нужно напугать друзей? Нанять няню для ершистого подростка? Выпить чаю в приятной компании? Вы обратились по адресу. Задали несколько вопросов Ирине Ивановой, автору этой смешной и теплой истории.



Хтонь в пальто

— Ирина, как появилась идея написать «Хтонь в пальто»?

— Всю сознательную жизнь мне нравились специфические вещи: тема смерти, сюжеты про пожирание, персонажи, похожие на Алукарда из «Хеллсинга» или на левиафанов из «Сверхъестественного»: пафосные, острозубые и жутковатые. Я любила думать об этом, но творить в таком ключе не решалась: опасалась, что скажет общество, если вдруг я не впишусь в понятие условной нормы. Позднее к нравящимся мне сюжетам добавился тот, где человек, дойдя до полного отчаяния, готовится оборвать свою жизнь — но кто-то останавливает его от необдуманного шага, позволяет взглянуть на мир по-новому и найти то, ради чего стоит жить дальше. Как в песне «Немного Нервно»: «Но ангел смерти приходит и говорит: „Не сегодня“». И когда мне в голову пришел сюжет текста, где парень звонит в некое чудовищное агентство и просит его съесть, потому что он устал жить такой жизнью, — я поняла: надо брать и писать. И неважно, что скажут другие.

— Расскажите о книге: о чем она для вас?

— Для меня это книга о чудовищах — о тех, чьи интересы или образ жизни выглядят слишком странно и неуютно для окружающих; и о том, что чудовищу не обязательно отказываться от зубов, рогов, когтей и хвоста, чтобы найти принятие, понимание и любовь (как в романтическом, так и в дружеском смысле). Кто-то из персонажей живет в гармонии со своей хтонической стороной, но при этом ведет себя совсем как человек; кто-то наоборот максимально проявляет именно хтоническую сторону; а кто-то запирает свою чудовищную часть в воображаемом подвале, боясь то ли осуждения общества, то ли самого себя.



Если тоже мечтаете написать книгу, приходите на «ЦЕХ № 4»

— А любимый герой у вас есть?

— Хтони — такие же разные, как люди. Поэтому мне сложно назвать кого-то из персонажей однозначно любимым: я люблю их всех и все из них так или иначе на меня похожи. Люблю Вика за его смелость в проявлении себя хтонью; Лютого — за тепло и ощущение весны; Лию — за хищную улыбку и действия вместо слов; Тори — за желание прыгать выше головы; Лену — за открытое сердце; даже сектантов люблю — за смелость отстаивать свои взгляды, пускай и не самыми гуманными способами.

— Как вы писали книгу, сколько времени, что вас вдохновляло?

— Я — тот человек, которому нужно вдохновение; и под этим я понимаю некую внутреннюю искру, сочетание интереса к текущему моменту в тексте и настроенности на текст, когда слова сразу удачно складываются в предложения. В таком состоянии я могу писать где угодно: в перерывах между рабочими задачами; стоя у выхода из метро; сидя у забора; на ходу. А если вдохновения нет и мне не удаётся поймать его в процессе, то не спасет никакая удобная или атмосферная обстановка.

Черновик книги занял у меня примерно семь месяцев, редактура — еще где-то с полгода (с перерывами). При этом темп написания у меня был весьма неровный: восемь основных глав я писала пять месяцев, а потом за два месяца разобралась с двенадцатью основными и семью бонусными.

— Как думаете, каким читателям будет интересно почитать про хтоней?

— Тем кто хочет «такое же, но другое»: здесь вас ждут отсылки к «Красной Шапочке», истории про подкроватного монстра и бабайку, что ворует время, и воспевание… нет, не кофе, а рассыпного чая, за которым так приятно рассказывать о проблемах приехавшему на заказ чудовищу. А еще тем, кто не готов кататься на эмоциональных и сюжетных горках: эта книга со спокойным повествованием и без «вот-это-поворотов» сохранит ваши нервы и часы ночного сна. И тем, кто любит формат сборника или романа в рассказах: каждая глава — маленькая самостоятельная история, которая связана с остальными за счет персонажей и фоновых сюжетных линий, но при этом читается сама по себе

— Программный вопрос: как вы стали писателем?

— Начинала я с историй про свои игрушки: все они, как и я в тот момент, учились в начальной школе и переживали из-за домашних заданий, оценок, ссор друг с другом и так далее. Где-то в то же время я написала три милых детских фанфика про персонажей сказок Сергея Козлова (Ежика, Медвежонка, Зайца) — можно сказать, тут начался мой путь как фикрайтера. Дальше я писала то фанфики, то ориджиналы, носила это на сайты вроде «Проза.ру» или форума фанатов «Короля и Шута»; в какой-то момент пробовала публиковаться на hogwartsnet, потом открыла для себя «Книгу фанфиков» (честно скажу, что, впервые наткнувшись, сбежала оттуда с криком «А-а-а, сплошной слэш!») и там начала получать какую-никакую, а все-таки обратную связь.

В 2013-2015 годах я активно ходила по так называемым фикрайтерским школам во ВКонтакте. Звучит смешно, но, по-моему, это был неплохой вариант для тех, кто хочет не копаться в теории сам, а послушать то, что накопали для него другие. Например, там я узнала про фокализацию; это сломало мне мозг, но здорово подтянуло качество моих текстов. А еще именно в одной из таких школ я познакомилась с людьми, с которыми потом общалась около пары лет. Это был важный и, пожалуй, поддерживающий опыт общения с другими творческими личностями.

Больше всего поворотных событий случилось весной 2015 года. Тогда я подсела на песни группы «Пикник» и написала самый большой на тот момент текст — «Чужестранца»; а вместе с этим текстом пришли персонажи и мир, которые не просто не отпускают меня до сих пор — они повлияли на все мое дальнейшее творчество. В то же время я нашла во ВКонтакте группу «Городские сказки», предложила туда пару своих текстов и постепенно стала не просто постоянным автором, но и участником админсостава этой группы. Пожалуй, в тот момент я поняла, что из жанров мне ближе всего городское фэнтези (иногда — с элементами магического реализма), и в дальнейшем писала преимущественно такие тексты.

— А какие книги повлияли на вас сильнее всего?

— Если говорить в общем и целом, это были книги моих любимых писателей: Марины и Сергея Дяченко, Владислава Крапивина, Макса Фрая, Сергея Лукьяненко, Ольги Громыко. Если углубляться в частности: «Сказки старого Вильнюса» и «Такие, как ты» показали мне, что можно писать сборники рассказов; цикл про Изумрудный город подарил мне идеальный пример арки искупления у персонажа-злодея; разные другие книги помогали понять, каких персонажей и какие сюжетные ходы я люблю и хочу раскрывать. Что касается книг, непосредственно относящихся к писательскому мастерству, — я их практически не читала; не потому что считала, что и без них лучше знаю, как писать, а потому что как-то у нас с ними не складывалось.

— Расскажем читателям, как началось ваше сотрудничество с МИФом?

— В издательство я попала благодаря совместному конкурсу МИФа и «Чердака». Пост с конкурсом, кажется, увидела у кого-то из знакомых; и на тот момент как раз прочитала про янг-эдалт и пришла к выводу, что моих хтоней можно отнести к этому жанру: пускай практически всем персонажам 20+ лет, они заняты поисками себя и своего места в жизни. Раз такое дело, то почему бы не отправить книгу на конкурс: хуже явно не станет, в крайнем случае я ничего не приобрету. (Удар по самооценке не в счет, потому что я, помнится, была настроена на отказы и на долгий штурм всевозможных издательств.) По итогу этапа я заняла второе место и должна была получить рецензию от редактора — и, в общем-то, обрадовалась: ура, мне дадут взгляд со стороны, причем от того, кто меня не знает и точно не будет мне льстить. Но, когда я написала с этим вопросом на почту редактора (Анны Неплюевой), мне ответили, что хотели бы издать книгу, если я в этом заинтересована. «Еще бы я не была заинтересована!» — фыркнула я себе под нос; и поняла, что такой шанс нельзя упускать.

— Расскажите о своем писательском методе.

— У меня нет какого-то особенного писательского метода. Как правило, мои тексты начинаются с персонажей, иногда — с ситуации между персонажами, реже — с сюжета или некой идеи, которую я хочу раскрыть в тексте. Я придерживаюсь мысли, что интересные персонажи могут вытащить даже самый ужасный сюжет, поэтому именно на их проработке делаю основной акцент. Сюжет, как правило, подтягивается уже сам — точнее, его подтягивают персонажи.

— Что вы делаете, когда не пишется?

— Грызу себя за то, что не пишется; заставляю писать через силу; напоминаю себе, что жизнь не вечна и если я буду вот так страдать из-за неписуя, то я никогда не напишу все, что хочу. Это абсолютно непродуктивные методы, если они и помогают, то это выходит случайно; никому не советую так делать. Поэтому я радуюсь, когда получается дать себе отдохнуть, вспомнить, что я никому ничего не должна и могу писать так медленно и коряво, как хочу, отвлечься на потребление контента — и в какой-то момент меня снова начинает «переть».

— О чем вам хочется написать в будущем?

— В первую очередь — дописать цикл про хтоней в пальто (подписывайтесь на уведомление о выходе второй книги). А в каком-нибудь далеком будущем мне хочется реализовать те задумки, которыми я начинала заниматься после 2015 года, но по разным причинам отложила. Скажу без конкретики: там про мир магии и механизмов и судьбы разных людей (и не совсем) в этом мире; про отмену локального апокалипсиса; про демиурга, которого преследует призрак созданного им мира; про мир, где светящие защищают людей от гибельного тумана, а визитеры вытаскивают мертвых. Есть и более мелкие идеи, которые я хотела бы превратить в сборники или единичные рассказы, но об этом ничего говорить не буду.

Читайте городское фэнтези «Хтонь в пальто»

Фото на обложке поста — их архива автора книги

Рубрика
Проза
Похожие статьи