Еще две тысячи лет назад китайцы рассказывали истории, по сложности сопоставимые с греческими мифами, но совсем не похожие на них. Эти предания Древнего Китая никогда не умирали и продолжают удивлять до сих пор, а многие из них обрели новую жизнь на телевидении, в кино и аниме.
Выбрали несколько удивительных легенд из книги «Китайские мифы» — о появлении инь и ян, Стрелке И, который сбил из лука девять солнц и спас людей от пожаров и засух, а еще о таинственной горе Куньлунь, где расположены дворцы богов.
Инь и ян
Инь и ян — это основополагающие силы в древнекитайской философии, астрологии и медицине. Инь представляет собой женское начало, негативное и восприимчивое, связанное с влажным, темным, прохладным и затененным. Ян — это позитивное и активное мужское начало, связанное с сухим, ярким, горячим и солнечным. Вместе они глубоко укоренились в китайских представлениях и, вероятно, существовали еще до появления даосизма в известной нам форме.
Как зародились инь и ян? Что они делают? — на эти вопросы ответить непросто. В «Философах из Хуайнани» времен Хань (202 год до н.э. — 220 год н.э.) приведена следующая версия их возникновения:
Еще не было ни неба, ни земли, только образы, и никаких форм. Темным-темно, черным-черно, смутно, пустынно, велико и безбрежно, обширно и глубоко, неизвестно, где его двери.
Были два духа, одновременно рожденные. Они обозначили небо, позаботились о земле. Глубокое — неизвестно, где его предел, пространное — неизвестно, где ему конец. Затем произвели разделение на инь и ян, разъятие на восемь пределов. Твердое [ян] и мягкое [инь] образовались, и тьма вещей сформировалась. Мутный эфир образовал насекомых, кристально чистый эфир породил людей.
Ин, ян и восемь триграмм. Рисунок из книги
Инь и ян в сочетании с Пятью сторонами света — север, юг, восток, запад и центр — образуют все фундаментальные основы жизни. Ян связан с югом и востоком: восходящее солнце по-китайски иногда называют даян, Великий ян. Инь связан с западом и севером. Пять сторон света, а также присущие им стихии, цвета и времена года играли огромную роль во всех аспектах жизни китайцев. Болезни и смерть ассоциировались с зимой и севером, откуда ветер приносил эпидемии, поэтому умерших хоронили лицом на север. Ритуальные одеяния, узоры и приношения должны были быть соответствующего цвета. Император «правил лицом на юг», чтобы получить от солнца тепло и свежесть, а подданные в его присутствии смотрели на север.
Инь и ян не могут обойтись друг без друга, как тень может существовать только там, где есть свет.
10 солнц и Стрелок И
Древние китайцы воображали, что солнца покоятся на мировом тутовом дереве, а мать-возница забирает их друг за другом. В «Каноне гор и морей» (своего рода мифологический атлас) говорится, что за Юго-Восточным морем, у реки Благостной, расположено царство, где живет женщина по имени Сихэ. Здесь солнца купаются в водоеме Благостном. Сихэ — жена Предка Выдающегося (Цзюнь) — родила целых десять солнц.
На каждом солнце был ворон с тремя лапами. Девять солнц находилось на нижних ветвях дерева, а одно — на верхней. Птицы по очереди поднимали свои солнца на вершину, а потом садились на колесницу Сихэ и ехали с ней через все небо.
«Однажды все десять солнц взошли одновременно, — гласит одна из версий легенды. — Они опалили снопы злаков, убили растения и деревья, людям стало нечего есть». Появившиеся чудовища несли смерть и заразу. Во главе народа тогда стоял великий правитель Яо (один из Пяти божественных императоров). Он приказал Стрелку И застрелить чудовищ и десять солнц. Вороны на солнцах умерли, и перья их опали. В народе было большое ликование, ведь жизнь вернулась в обычную колею. Яо провозгласили императором.
Стрелок И готовится сбить стрелой девять из десяти солнц. «Вопросы к Небу», издание времен Цин
Этот поступок разгневал Ди-цзюня: его сыновей не стали увещевать и просто перебили. Стрелок И вместе с супругой Чанъэ навсегда был изгнан из небесной обители богов на горе Куньлунь. Чтобы исправить положение, он отправился за помощью к Си-ванму, Матери-владычице Запада. Получив от нее эликсир бессмертия, он вернулся и сказал жене, что его следует принять при подходящем случае. Та, однако, предала доверие мужа. Когда он ушел, она похитила волшебное снадобье, а вместе с ним и шанс Стрелка И вновь стать бессмертным.
Стрелок И остался на земле — он больше не был богом. В ученики себе он взял некого Фэнмэна. Тот решил соперничать с учителем в искусстве владения луком, но понял, что никогда не сможет его превзойти и убил дубиной из персикового дерева. Стрелок И погиб, но за заслуги перед человечеством его стали почитать как божество Цзунбу.
Несложно догадаться, почему Стрелок И — он же Хоу И — был одним из самых популярных китайских богов. В сельскохозяйственном обществе засуха представляла собой реальную угрозу с очень болезненными последствиями.
Райская гора
Мифическая гора Куньлунь — райская обитель богов — была расположена где-то на западе необъятных китайских просторов, а может, и на юге, так как источники противоречат друг другу. Считалось, что таинственная гора — это ось мира, эпицентр Вселенной, где встречаются небеса и земля. Правила там Мать-владычица Запада Си-ванму, которая жила на соседней Нефритовой горе. Это она дала Стрелку И эликсир бессмертия, впоследствии украденный его женой Чанъэ.
Дворцы богов на горе Куньлунь. Рисунок тушью, эпоха Сун
В описании горы Куньлунь, приведенном в «Каноне гор и морей», содержатся мистические числа восемь (ассоциируется с гармонией и удачей) и девять (связано с числом небес, удачей и императором), а также подробные, невероятные измерения:
Гора Куньлунь занимает в окружности восемьсот ли [480 км], в высоту она вздымается на десять тысяч жэней [29 км]. На ее вершине растет хлебное дерево высотой в пятьсот сюней [15 м], шириной в пять обхватов. На горе той девять колодцев, огороженных нефритом, и девять ворот, их охраняет животное Каймин (Открывающий свет). Здесь живет множество богов. По восьми краям высятся отвесные скалы, их окружает река Красная. Не обладающие таким совершенством, как Стрелок И, не могут подняться на отвесную скалу.
Свирепый Каймин, зверь с телом тигра и девятью человеческими головами, охранял Нефритовую гору вместе с целым сонмом других страшных существ: змеев, больших кошек, хищных и райских птиц — и даже драконом. Кроме двенадцати нефритовых деревьев — этот камень считался божественным, — там росло гигантское Хлебное дерево, которое соединяло землю и небеса. «Лестницы в Небо» вообще часто встречаются в текстах о мифологии. Вариантов этого дерева много, но и сами волшебные горы, в том числе Куньлунь, могли служить лестницами, по которым шаманы добирались до небес.
Именно на волшебной горе Куньлунь поженились и родили детей Нюйва и Фуси, единственные люди, пережившие Потоп. Это место не теряло важности многие века. Оно проходит через всю китайскую мифологию и встречается во многих поздних легендах.
По материалам книги «Китайские мифы»
Обложка статьи: Freepik