В мифологии народов Севера Вселенная и ее части часто предстают в образе живых существ. Множество сказаний связано с небом, за которым человек наблюдал и днем, и ночь. Выбрали для статьи интересные мифы — о жителях луны, Млечном Пути и космическом лосе.
Шаман, попавший на луну
У народов Севера есть истории о происхождении пятен на луне. Самое распространенное объяснение звучит так: на луне виден шаман с бубном — подобное толкование встречается в мифах самодийцев, якутов, долган, некоторых групп эвенков. Версии, как именно шаман туда попал, разнятся. По одной из них, давным-давно он решил потягаться с луной и приблизить ее своим камланием. Рассерженная луна притянула его к себе — приклеился шаман к луне и с тех пор так и стоит на ней.
Другая версия есть в мифах ненцев и нганасан: шаман отправился к луне за важной информацией, но луна взяла его себе в мужья, и он навсегда остался с ней. Вот отрывок из нганасанского мифа:
Шаман когда пришел к луне, луна быстро побежала к своей матери на некоторое время. Когда она к матери пришла, мать говорит:
— Шаману здесь ходить нельзя. Раз шаман пришел, ты, луна, его обратно не пускай. Пусть теперь он твоим мужем будет.
Потом луна вернулась к шаману, и он стал ее мужем. Шаман приклеился к луне, и его теперь на ней видно.
Очень любопытное преломление эта мифологическая история имела в практике шамана Демниме Нгамтусуо из авамских нганасан. По его словам, однажды он попал в беду — провалился под лед на реке. Луна спасла его — «притянула», как в мифе, — но не забрала с собой, а оставила на земле. После этого шаман стал считать луну своим божественным помощником и сделал металлическое изображение сцены спасения для своего костюма.
Изображение сцены спасения шамана луной. Нганасаны
В чукотской мифологии также встречается этот мотив. Луна — на этот раз мужчина — разгневалась на двух шаманов, которые своими злыми чарами истребили других людей, и с помощью аркана притянула провинившихся шаманов к себе. Так и стоят они на луне, привязанные за голову и руки.
Кто еще живет на луне
Алтайцы, хакасы, якуты, буряты знают иную мифологическую историю. По мифу хакасов, однажды мачеха послала падчерицу ночью к реке за водой. Увидев, что прорубь замерзла, девочка горько заплакала. Луна услышала детский плач, приблизилась к девочке и стала тянуть ее к себе. Девочка ухватилась за кустик тальника, но не смогла удержаться. С тех пор на луне видно девочку с ведрами и кустиком тальника, а хакасы не отпускают детей ночью из дома.
Коряки рассказывают другую версию. Некогда злая мать выгнала дочь из дома. Девочка пошла к реке и сказала луне, что даже та о ней не печалится. Тогда луна спустилась с неба, схватила девочку и унесла с собой. Через год дочь явилась матери во сне и пожаловалась, что на луне пища есть только в то время, когда луна прибывает; когда же луна убывает, девочке приходится жевать рукава своей одежды. С тех пор коряки в определенные дни кормят живущую на луне девочку, а в праздники на крыше юрты оставляют пищу — это жертва луне и девочке.
Нивхи считали, что на луне живет собака, которая иногда хочет съесть луну. Поэтому во время лунных затмений пытались испугать собаку, живущую на луне, звоном железных предметов, стреляли в нее из лука или из ружей.
Космический лось
Эвенки полагали, что небо — это тайга Верхнего мира, в котором живет космический лось Хэглун. Каждый вечер он похищает солнце и уносит его в чащу. Однажды в осенний день лось-буга (самец во время гона) навсегда похитил у людей солнце. Лосиха-матка, ходившая с лосем, побежала за ним. На земле наступила вечная ночь, люди растерялись. Охотник Мани бросился в погоню за лосем и вернул солнце.
В отрывке из эвенкийского мифа, который рассказал Н.И. Антонов из рода Чакагир, на реке Амуткачи, подробно описана космическая погоня.
Среди эвенков жил знаменитый охотник и силач Мани. Он единственный из эвенков не растерялся. Взял лук, позвал двух охотничьих собак и побежал вдогонку за лосями. В это время лоси удалились и бежали по небу. Собаки Мани быстро нагнали и остановили их. Лось, видя, что от собак вдвоем не уйти, передал солнце лосихе, а сам стал отвлекать собак. Самка, улучив момент, резко повернулась и побежала в сторону севера к небесной дыре, чтобы скрыться от преследователей. Подоспевший Мани застрелил лося, но солнца у него не оказалось. Догадавшись, что лось передал солнце лосихе, он стал искать ее глазами по небу и увидел, что она уже близко от небесной дыры и может скрыться. Тогда он стал стрелять в нее из своего богатырского лука. Первая стрела легла в двух промерах ее туловища спереди, вторая — в одном, третья точно угодила в цель.
Мани, преследующий лося, похитившего солнце. Майская писаница. Наскальный рисунок, р. Мая
Как только Мани вернул солнце людям, все участники космической охоты превратились в звезды. С тех пор происходит смена дня и ночи. Охота же повторяется: каждый вечер лоси выкрадывают солнце, а Мани гонится за ними и к утру отдает солнце людям.
Млечный путь и радуга
Чукчи считали, что Млечный Путь — это песчаная река со множеством островов; юкагиры, некоторые группы эвенков и обские угры воспринимали его как дорогу перелетных птиц. Эвенки верили, что Млечный Путь — это след от лыж космического охотника Мани. Похожее толкование было и у самодийцев: Млечный Путь — это лыжня культурного героя, ненецкого Йомбо или энецкого Ди’а.
Любопытно, что мифология некоторых северных народов связывала Млечный Путь и радугу. Северные селькупы полагали, что Млечный Путь — это «ночная радуга», он образуется из дыма и искр от очага чума Небесной старухи-матери и задерживает тьму — злое начало ночи.
Радугу обычно понимали как дорогу божеств. Чукчи считали, что, идя по радуге, можно проникнуть в Верхний мир (конечно, это было доступно только героям мифов или шаманам). Кеты думали, что радуга — это дорога грома, по которой он ходит к озеру или реке пить воду, чтобы потом снова пустить ее на землю в виде дождя или тумана. Нивхи Сахалина и нганасаны Таймыра считали радугу не дорогой, а украшением или оторочкой на подоле одежды грома, а ненцы — опушкой одеяния небесного бога Нума либо его жены: по-ненецки радуга называется нув(м) пан, что означает «божий подол» или «неба подол»..
Кремневые орудия — «громовые стрелы». Палеолит
Ханты понимали радугу как лук грома или бога Торума, из которого он стреляет «громовыми стрелами». Так называли окаменевшие остатки моллюсков белемнитов, а также кремневые топоры, наконечники стрел и копий. Тот, кто найдет такую стрелу, будет удачливым в рыбалке и охоте.
В «Мифах северных народов России» есть истории и про другие природные явления и небесные тела: Созвездие Плеяды, Большая и Малая Медведицы, планеты, северное сияние, кометы, Полярная звезда. И это лишь малая часть собранных в книге сказаний от 40 народов Севера.
Что еще почитать
Как стать шаманом? Инструкция от северных народов России
Карельская Баба-яга, маахисы-жители земли и свадьба с медведем. Читаем карело-финские мифы
Почему земля лечит, а Колобок — это страшная сказка? Читаем славянские мифы
Обложка и фотографии: Freepik
Иллюстрации для статьи из книги