Ура, мы снова издали легендарного Проппа! В этот раз — исследование русского героического эпоса на 800 страниц: книгу, которая повлияла на отечественную (и не только) литературу и филологию.
Вы увидите всю глубину художественных красот эпоса и поймете идеи, заложенные в нем народом. Эпос, уходящий корнями в седую древность, — это часть нашей культуры, истории, действительности. Он позволяет лучше узнать самих себя.
Пение и чтение
Оказывается, один из главнейших признаков русского эпоса — то, что он слагается из песен! То есть все тексты предназначены не для чтения, а для музыкального исполнения. Их пели, подыгрывая себе на гуслях. Лучшие композиторы записывали былинные напевы и пользовались ими в своем творчестве.
Форма устного стиха фольклору чужда, она возможна только в литературе. Поэтому, когда музыкальный эпический фольклор переходит в область письменной литературы, он теряет свою музыкальную, а иногда и стихотворную форму. Примеры — ирландские саги и «Нибелунги».
Печать 36 столетий
Вопрос о том, в каком году возникла былина, не может быть поставлен. Это не однократный акт создания, а длительный процесс. Любая былина относится не к одному году и не к одному десятилетию, а ко всем тем векам, в течение которых она создавалась, жила, шлифовалась.
Пример: былина о Дюке Степановиче содержит элементы чрезвычайно глубокой, еще языческой древности (застава из змей и чудовищных птиц, готовых растерзать пришельца), в описании деталей дает Московскую Русь XVI–XVII веков, а по своей основной идее отражает классовую борьбу времен позднего феодализма.
Добрыня и Змей
Змей в былинах — враждебное существо. В нем воплощены губительные для человека силы стихий природы. Мифический хозяин стихий как враг человека известен с древнейших времен развития эпоса. Но в русском эпосе он уже теряет свои специфические черты. Мы имеем здесь исчезающую мифологию.
Хозяева стихий, которым он некогда поклонялся, ему не нужны теперь, когда с ростом культуры он сам начинает владеть природой. В своем художественном творчестве народ повергает своих старых богов. И не случайно, что змея повергает именно Добрыня, как герой, в котором народ изобразил носителя своей национальной культуры.
О чем книга
До Проппа об эпосе никто не писал таких серьезных (и понятных) книг. А после работы Проппа, вероятно, делать это было уже незачем. Мы издали книгу в оформлении художницы Кориандр, которая уже иллюстрировала для МИФа «Слово о полку Игореве» и «Морфологию волшебной сказки», и это очень понравилось читателям.
А в этой книге Пропп предвосхитил идеи «Тысячеликого героя» Кэмпбелла.
О чем еще вы узнаете из этой культовой книги:
— Что пели на заре первобытнообщинного строя
— Как сражались с чудовищами
— Кто были самые древние герои
— Борьба с татаро-монгольским нашествием
— Былины о сватовстве и поэзия бунта
Героический эпос — величайшее создание народного гения. Между тем он мало известен в широких читательских кругах. Теперь у нас есть возможность наверстать упущенное и узнать о своей истории и культуре много нового.
Подготовлено по книге «Русский героический эпос».