Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Что такое совет-суррогат, или Нужно ли слушать соседа
29 сентября 2023 853 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Нам трудно прогнозировать свои будущие чувства или вызывать их в своем воображении. Хуже того, большинство из нас даже не осознают, насколько сложен для нас этот процесс; мы уверены, что у нас это получается очень даже неплохо. Проще говоря, важен ли чужой опыт или лучше проходить через все самостоятельно? Разбираемся с книгой «Не мешай своему будущему».

Имитация эмоций

Психологи из Гарвардского университета специально для своего исследования разработали сервис экспресс-знакомств. Все начиналось с того, что мужчина заходил в комнату и заполнял анкету. Потом было пятиминутное свидание с женщиной, и по окончании свидания она составляла краткий отчет о том, насколько приятным оно было. Назовем это первоначальным отчетом о свидании. Потом с тем же мужчиной встречались другие женщины.

Но вот в чем изюминка. Одну группу просили сымитировать опыт свидания: им до встречи давали анкету-профиль мужчины и предлагали спрогнозировать, насколько приятной в их восприятии окажется встреча. А вот вторую группу просили использовать первоначальный отчет о свидании и сделать такой же прогноз на его базе.

Единственное отличие — и очень важное — состояло в том, что одни женщины делали прогноз на основе имитации эмоций, а другие отталкивались от первоначального отчета о свидании. Представьте, что вы участвуете в таком исследовании. Какой бы процесс вы выбрали: собственную имитацию или чужой отчет? Из всех участниц исследования 75% выбрали первый вариант.

Мы, люди, очень высоко ценим собственное мнение и не слишком доверяем точкам зрения других.

Чей же прогноз оказался точнее по факту? Оказывается, суррогат побеждает имитацию. И весьма убедительно. Прогнозы относительно будущего свидания на основе чужого отчета были примерно в два раза точнее по сравнению с прогнозами на основе имитации.

Мощь соседского совета

Дэна Гилберта, профессора психологии, руководившего тем проектом, вдохновила цитата Франсуа де Ларошфуко: «Прежде чем мы посвятим свое сердце достижению какой-либо цели, посмотрим, насколько счастливы те, кто ее уже достиг». Иначе говоря, точность наших прогнозов относительно будущего опыта может существенно выиграть благодаря подсказкам тех, кто уже имел такой опыт.

«Но ведь я не такой, как другие!» — можете подумать вы. И будете, безусловно, правы. Однако не стоит забывать, что, хотя мы все разные и много чем отличаемся друг от друга, мы можем иметь — и имеем — сходные эмоциональные реакции: подавляющее большинство людей, например, предпочитают тепло холоду и сытость голоду; все любят побеждать, а не проигрывать.

Этим и обусловлена удивительная мощь соседского совета, или совета-суррогата; поскольку источники боли и удовольствия у всех людей примерно одинаковые, то, полагаясь на опыт другого человека, особенно если он похож на нас, мы можем серьезно улучшить свою способность предвидеть, что ждет нас в будущем.

Да, мы склонны думать наперед, но недостаточно глубоко: мы имитируем свое будущее, хотя, судя по всему, добились бы куда лучших результатов, если бы использовали суррогат.

Из книги «Не мешай своему будущему».

Похожие статьи