Не пишется. Идеи есть, время на работу выделено, а нужные слова не приходят. Это состояние знакомо многим писателям. Как с ним справиться? В этом материале авторы МИФа делятся собственным опытом и дают советы для всех, кто занимается творчеством.
В марте 2024 года в МИФе стартует новый поток курса «ЦЕХ» — для всех, кто хочет издать свою книгу. По промокоду blog даем специальную скидку — 30%.
Эл Моргот, автор новеллы «Злодейский путь!..»
Когда мне не пишется, я не пишу. Переключаюсь на какой-то другой вид деятельности или просто лежу на диванчике перед сериалом, немножко укоряя себя за то, что ничего не делаю. Хожу на прогулки на природу, слушая музыку или звуки леса и неизменно думая о своих героях и будущих сценах. Потом снова сажусь за чистый лист, начинаю первое предложение, если в силах его придумать. Иногда я пропускаю первый абзац, потому что знаю, как начать второй.
Злодейский путь!.. Том 1 и 2
Я опытным путем выяснила, что не нужно паниковать и корить себя, если сегодня «не пишется», и заставлять себя тоже не всегда правильно. В конечном итоге наступает момент, когда сцены складываются, как им должно.
В моей жизни был период, когда я ощутила нечто, что можно было бы охарактеризовать словом «выгорание». Тогда я взяла себя в руки и отправилась в небольшое одиночное путешествие по Беларуси (я тут живу). Помогло.
Наталья Способина, автор книг «Истинное волшебство. Дар Кощея» и «Многогранники»
Хотелось бы сказать, что сажусь и все равно пишу, но это было бы неправдой. Когда мне не пишется, я не пишу, потому что по опыту знаю: все равно ничего стоящего из такого насилия над собой и над историей не выйдет. В такие моменты я либо занимаюсь чем-то максимально отвлеченным от писательства, либо, если процесс затягивается, стараюсь наполнить себя положительными эмоциями. В этом мне помогают музыка, театр, прогулки в одиночестве.
После «Цвета Надежды» (фанфика по миру Гарри Поттера, который я писала два с половиной года) я не писала ничего около двух лет: ни стихи, ни прозу. Не могу сказать, что я переживала по этому поводу. Было внутреннее ощущение, что все идет так, как нужно. Это состояние прошло само. Просто в один прекрасный день я придумала мир и героев и начала писать новый цикл романов. Таких затяжных периодов неписания больше не было, и надеюсь, не будет.
Зоя Ласкина, соавтор фэнтези «Меч в ножнах из дикой сливы»
В такие моменты я переключаюсь на что-то другое. Можно оставаться в атмосфере книги и без активного написания нового — редактировать, например, уже написанное или искать что-то в атмосферу книги (арты, музыку и так далее). А можно просто отдохнуть и не грызть себя за то, что не пишется.
Писательский кризис у меня был, и не раз. Во время маленьких кризисов обычно помогает поиск новых впечатлений (прогулка или поездка в интересное место), еще хорошо работает перечитывание уже написанного — потом легче настроиться на дальнейшую работу.
Екатерина Шабнова, автор книги «Туманы и чудовища»
Я не пишу, когда «не идет». Отдыхать тоже важно (у меня это не очень получается). Если затягивает надолго, могу вдохновиться музыкой, я для каждого текста собираю плейлисты, инструментальные (когда приходится писать в наушниках) и не очень (когда нужно просто настроиться). Или немного порисовать персонажей/сценки, это тоже помогает. Или прогуляться в полях — на просторе приходит много важных мыслей. Любая механическая работа тоже сгодится.
Марина Голубева, автор книги «Главное в истории цвета»
Я пишу давно и с удовольствием. Первая статья вышла еще в студенческом сборнике в 1978 году. Писала я и художественные тексты, есть книга в жанре фэнтези в соавторстве с Анной Одуваловой. Но все же предпочитаю научно-популярные книги, люблю популяризировать сложные вещи. Учитывая разнообразие моих интересов и специализаций, могу писать о многих вещах.
Что я советую делать, если не пишется? Искать и вспоминать стимулы и вещи, которые вас мотивируют. Для кого-то это деньги, для кого-то восторженные отзывы читателей, для кого-то стимулом может быть успех коллег. То есть если не пишется, значит, нет стимула, значит, вам это не нужно.
Василий Ракша, автор славянского фэнтези «Песни радости песни печали»
Я пользуюсь советами бывалых: расчищаю расписание, придумываю некий ритуал настройки (для меня это свеча, кофе и приглушенный свет) и приклеиваю *опу к стулу. С настоящим писательским кризисом я еще не сталкивался. Прокрастинация — да, лень — конечно. Ну и отвлекался часто. Но кризисом я бы это не назвал.
Евгения Штольц, автор цикла «Демонология Сангомара»
Никогда не угадаешь, какой этап работы над книгой окажется приятным, а какой — нет. Бывают быстрые легкие черновики, написанные за пару месяцев, а бывают очень тяжелые и медленные, когда не нравится абсолютно все. Писательство — это не равнина, а горы. Ты вечно идешь то вверх, то вниз, то карабкаешься, то скатываешься по склону. Это труд, состоящий, как из приятных моментов, так и из сложных, когда приходится вгрызаться в текст зубами, ковыряя его по строчке и ненавидя все вокруг. Поэтому, когда мне не пишется, я пишу что-то другое.
Демонология Сангомара. Хозяева Севера
Ирина Васильева, автор книги «Советы карьерного консультанта»
Когда есть четкий план с перечнем глав по книге, работать очень просто. Идешь по главам и пишешь одно за другим. И вот странно. Самая моя популярная тема в работе — эмоциональный интеллект. У меня разработана программа на эту тему и проведено много сессий с клиентами. И вот тут произошел затык. Вот не пишется и все. Пишу и не нравится. Честно призналась редактору. Она посоветовала отпустить и отдохнуть. И это помогло. Перестала терзать себя. Выдохнула и не подходила к работе над книгой три дня. Потом села за работу и текст «пошел» легко и структурировано.
Что еще почитать по теме:
Советы Анви Рид, Ales и Владимира Торина
Советы Кристины Робер, Ксении Власовой и Александры Дормидонтовой
Обложка поста — freepik.com