Как найти идею для книги, придумать мир, где живут герои, выбрать историю, которая захватит читателя? Спросили об этом тех, у кого уже получилось — наших авторов. Часть ответов опубликовано здесь и здесь. В этой статье поговорим не только о художественной прозе, но и о литературе нон-фикшн.
Идея
Отправной точкой для создания книги может стать что угодно: давнее увлечение, профессиональный опыт, жизненные обстоятельства, сериал или произведение другого автора. Вот что рассказывают писатели об идеях своих книг.
Василий Ракша, автор славянского фэнтези «Песни радости, песни печали»
Идея для создания собственной вселенной, а именно с нее все и началось, зрела давно. Однажды я посмотрел несколько эпизодов сериала «Однажды в сказке», где создатели свели вместе персонажей разных мультфильмов Disney. И тогда мне пришла в голову мысль: что, если использовать тот же принцип, выбрать героев из культовых славянских сказок и эпосов ближайших стран? Идея зрела долго, наконец, в 2019 году я принялся за ее реализацию. Именно тогда появилось Пятимирие.
Наталия Осояну, автор книги «Румынские мифы»
Увлечение молдавскими и румынскими сказками началось еще в детстве: у меня был большой и красивый сборник, а еще изданная отдельной книгой поэма «Андриеш», которую с точки зрения сюжета можно признать классическим героическим фэнтези и отчасти романом взросления, только с необычным региональным колоритом. В какой-то момент сказки вернулись в мою жизнь, но долгое время не было повода заняться ими всерьез. А однажды мне предложили написать рассказ для сборника «Евразийские монстры», выдвинув в качестве основного условия привязку к региону — и вот, наконец, повод нашелся. Не буду описывать всю работу над рассказом «Змей», скажу лишь, что в нем сочетается еврейская и румынская мифология, и именно благодаря ему я разобралась в происхождении одного из самых популярных антагонистов в румынских сказках (то есть змея, а заодно и его мамы-змеоайки). И вот, наконец, мне пришла в голову идея переработать собранный материал. Я взяла тетрадь, набросала первый план — точнее, это был просто список персонажей и монстров. Мне хотелось познакомить читателей с миром румынского (и молдавского) фольклора, поскольку он во многом остается неведомым. А это несправедливо, ведь мир-то очень интересный. Наработками делилась в своем телеграм-канале. В какой-то момент к делу подключилось издательство МИФ — и, как говорится, все завертелось.
Евгения Штольц, автор эпической саги «Демонология Сангомара»
Причин, пусть и мелких, было много. Моя жизнь складывалась так, что мне часто приходилось бывать в одиночестве. В таких ситуациях поневоле начинаешь обращаться к мыслям, которые не особо волнуют людей, всегда окруженных друзьями и родными. Порой эти мысли начинают требовать выхода, и в какой-то момент этому невозможно воспротивиться. «Демонология Сангомара» — обо всем, что волнует и беспокоит сердце, но думаю, что больше все-таки об одиночестве.
Екатерина Шабнова, автор фэнтези «Туманы и чудовища»
«Туманы и чудовища» — не совсем ретеллинг, но тут немало сказочного и мифологического, а идей для ретеллингов у меня всегда полно (не зря же я написала когда-то давным-давно целую сказочную трилогию, в которой каждая новая глава была отдельным небольшим ретеллингом, часто смешанным с новым жанром — вестерном, космооперой, ромкомом, нуаром). Сказки и мифы я очень люблю, никогда не смогу от них отойти. Впрочем, не то чтобы я этого хочу.
Однажды мне очень захотелось моря, чудовищной нежности и тайн — и так из туманов поднялся городок Инезаводь, в который возвращается лишившаяся будущего Леда. Ножницы появились почти сразу же, борьба с судьбой-нарративом — тоже. У меня вообще ни один текст без них не обходится, но это я пойму только тогда, когда напишу уже половину романа.
Ирина Васильева, автор книги «Советы карьерного консультанта»
Советы карьерного консультанта
В 2010 году я вышла из найма, проработав в сфере HR 15 лет. Получила дополнительное образование коуча, начала частную практику карьерного и бизнес-консультанта. Уже тогда появилась идея написать книгу, которая дала бы системное понимание того, что и как делать, чтобы найти хорошую работу и закрепиться на ней или быть успешным на нынешнем месте работы, получив повышение в должности и зарплате. Я хорошо знала, как принимаются решения о приеме на работу, почему одних видят и продвигают, а другие находятся в слепой зоне и не получают по заслугам.
Ася Гимборг, автор книги «Великолепный век османского искусства»
Великолепный век османского искусства
Моя книга — признание в любви Стамбулу. Этот проект я вынашивала с момента поступления в искусствоведческую магистратуру, где в качестве темы исследования выбрала искусство османской Турции. Затем моя магистерская диссертация трансформировалась в курс по османскому искусству и архитектуре и легла в основу моей книги и моих арт-туров в Стамбул.
Впервые задумываться о книге я начала в 2019 году, помню, как писала себе это список желаний и загадала, чтобы книга стала бестселлером в своей категории. Половина желания исполнилась, и я до сих пор не могу в это поверить.
Воплощение
Момент возникновения идеи важен, но не всякая идея способна превратиться в книгу. Она должна расцвести, обрасти подробностями и получить то воплощение, которого достойна. Этот процесс у каждого автора принимает свою форму, особый писательский метод.
Василий Ракша
Основной текст я писал в течение полутора лет. Еще столько же ушло на редактуру, поиск издателя и оформление. В начале я был уверен, что справлюсь за пару месяцев, хотя до этого не писал ничего длиннее школьного сочинения. Поняв, что пару суток провел за разглядыванием пустого экрана в открытом ворде, записался на литературные курсы, с которыми мне, несомненно, очень повезло. У нас сразу сложилась душевная, поддерживающая друг друга компания единомышленников, поэтому вопрос поиска вдохновения и мотивации для меня был решен.
Самое приятное в работе над книгой — придумывать сюжетные линии и складывать их вместе, почти что собирать паззл. Самое сложное — пережить литературную редактуру. Да, это то самое «ножом без анестезии», но, несомненно, полезное и необходимое действие.
Наталия Осояну
У меня за плечами кандидатская диссертация и 18 лет преподавания в университете, пусть даже по моей основной специальности (юриспруденция) — меня трудно испугать научной работой. Полноценный план книги возник довольно быстро и не претерпел радикальных изменений к тому моменту, когда работа была завершена. Мне было безумно интересно углубиться в фольклорные дебри. Наверное, самый сложный аспект — психологический. Я прекрасно осознаю, что я не фольклорист, не антрополог, не этнограф, поэтому мне страшно думать о том, что профессионалы могут обнаружить в книге какие-то неточности и ошибки. Но в первую очередь книга написана с любовью (к материалу, теме, идее), а не со страхом, и любовь помогала задвинуть негатив на второй план. Надеюсь, читатель ощутит ее в полной мере.
Евгения Штольц
Никогда не угадаешь, какой этап работы окажется приятным, а какой — нет. Бывали быстрые легкие черновики, написанные за пару месяцев, а бывали тяжелые и медленные, когда не нравилось абсолютно все. Писательство — это не равнина, а горы. Ты вечно идешь то вверх, то вниз, то карабкаешься, то скатываешься по склону. Поэтому в целом, это труд, состоящий как из приятных моментов, так и из сложных, когда приходится вгрызаться в текст зубами, ковыряя его по строчке и ненавидя все вокруг. Но в целом на одну книгу у меня уходит примерно год.
Екатерина Шабнова
Я задумала «Туманы» в начале пандемии, когда жила в родной деревне бабушки. Там осталось пять жилых домов, а из удобств есть только электричество. Иногда. А вот интернет ловит в лесу, но никак не в доме, что порой очень способствует продуктивности. Меня тогда накрыли осложнения после болезни, будущее казалось туманным — и это роднит нас с Ледой. В будущем таились чудовища: у нее — более буквальные, у меня — более метафорические. Поначалу. Она, конечно, куда сильнее меня и старается исправить собственные ошибки, находит силы помогать людям (и не только людям). Внешний мир очень влиял на написание — по некоторым вещам это наверняка заметно. Но и эскапировать я тоже пыталась. Леда вышла из тумана. Надеюсь, сможем и мы.
Ирина Васильева
Когда есть четкий план с перечнем глав по книге, работать очень просто. Идешь по главам и пишешь одно за другим. И вот странно: самая моя популярная тема в работе — эмоциональный интеллект. У меня разработана программа, проведено много сессий с клиентами. И вот тут произошел затык. Вот не пишется и все! Пишу и не нравится. Честно призналась редактору. Она посоветовала отпустить и отдохнуть. И это помогло. Перестала терзать себя. Выдохнула и не подходила к работе над книгой три дня. Потом села — и текст пошел легко и структурировано.
Ася Гимборг
Работа над книгой шла легко, так как за 7 лет исследований я накопила огромное количество разного материала, сложно было скорее выбрать из всего этого многообразия интересные темы и сложить из них структурное повествование.
Продолжение следует:-)