Наверняка хотя бы однажды, глядя на картину, вы спрашивали: «Как это вообще понимать?» Мы тоже. И речь не только о современном искусстве. Даже в классических шедеврах многое непонятно. Почему такое выражение лица? такие странные жесты? такой цвет? — и еще много разных «почему».
Сьюзи Ходж, написавшая более сотни книг по искусству, раскрывает авторский замысел 100 знаковых произведений мирового искусства в своей новой книге. От фигурки Венеры Виллендорфской, которой, только представьте, почти 30 тысяч лет — до современных инсталляций и перформансов.
Живопись гор и воды
Китайские живописцы первыми посчитали природу самоценной и часто прибегали к пейзажам, чтобы передать величие окружающего мира. Китайский термин для обозначения пейзажной живописи «шань-шуй» переводится как «живопись гор и воды».
Цянь Сюань (1239–1301). Ван Сичжи наблюдает за гусями. Свиток. Чернила, краски и золото на бумаге. Ок. 1295
Здесь изображен легендарный каллиграф и писатель Ван Сичжи, которого прозвали мудрецом каллиграфии. Изящные формы и плавные движения гусей вдохновили Сичжи создать изысканный каллиграфический стиль, и именно поэтому он стал их разводить.
Говорящие детали
Ян ван Эйк признан одним из первых художников, использовавших масляные краски. Они сохли медленнее, чем яичная темпера, что позволяло создавать полупрозрачные лессировки насыщенных цветов и корректировать детали. А здесь их много — и все говорящие. Спелые апельсины на сундуке и на подоконнике привезены с юга. Дорогой балдахин, восточный ковер, сверкающая латунная люстра и зеркало на стене свидетельствуют о достатке.
Зеркало могли позволить себе только богачи. Кстати, в нем отражаются не только спины Арнольфини, но и две фигуры в дверном проеме — вероятно, художника и его жены.
Ян ван Эйк (1385/1390—1441). Портрет четы Арнольфини. Дубовая панель, масло. 1434
Костанца, вопреки распространенной теории, не беременна, а держит в руках тяжелое зеленое платье дорогого покроя из суконной ткани. В реальности, чтобы нести подол, ей понадобилась бы помощь служанки.
«Искусство космической эры»
Художник Лучо Фонтана заметил, что во многих областях жизнь меняется и ускоряется благодаря машинам и технологиям, но в искусстве веками царит постоянство. Например, художники все еще пишут на холстах.
Лучо Фонтана (1899–1968). Пространственная концепция «Ожидание». Холст, краска на водной основе. 1960
Определяя свои работы как «искусство космической эры», он стремился уйти от условностей, которые доминировали в искусстве со времен эпохи Ренессанса; его разрезы должны были не изображать что-либо из реального мира, а выходить за пределы пространства и вызывать ощущение бесконечности.
300 веков искусства
История художественной деятельности человека насчитывает более 30 000 лет. За это время создано множество работ, и каждая уникальна — двух одинаковых просто не существует. Точно так же искусство редко воспринимается одинаково двумя разными людьми.
Искусство способно раздражать и травить душу. Поднимать настроение и вызывать ностальгию. Волновать и забавлять. На что оно только не способно!
Но чаще всего оно интригует и завораживает. И утешает. Без него мир был бы куда более унылым местом.
По материалам книги «Мировое искусство в 100 главных шедеврах».