Допустим, вы решили узнать что-то о своей семье. Домашние фотографии и письма пересмотрели. Открытки перебрали. Бабушек и дедушек расспросили. Что дальше?
Мария Тычинина — профессиональный генеалог, историк и член Русского генеалогического общества — знает ответ. Выбрали фрагменты из её лекции из курса «Сила моей истории» — о том, как узнать прошлое своей семьи.
Предупреждаем: тут только небольшой отрывок лекции. На самом деле информации на курсе гора-а-аздо больше! А по промокоду blog вы получите специальную скидку 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
«Память народа»
Одна из первых баз данных, которая появилась, — это ОБД «Мемориал». Потом появился «Подвиг народа». И потом всё это объединилось в «Память народа». ОБД «Мемориал» специализируется на пропавших без вести, ранениях и смерти. «Подвиг народа» — это наградные списки и листы.
Посмотрите на очень интересный документ — на Иванова Ивана Ивановича, он был пленный. Вот такая подробная карточка. Это можно встретить на сайте «Память народа». Давайте поговорим о том, как с ним работать, чтобы вытащить максимум данных.
— Во-первых, смотрите все варианты фамилий, потому что очень часто фамилии писались с ошибками. Они могли быть неправильно считаны человеком, который на месте расшифровывал документ.
— Сначала, безусловно, ищем фамилию, имя, отчество, разные варианты фамилии. Я вам рекомендую искать так: фамилия + отчество. Или, например, сочетание: имя + отчество + география. Либо вообще откажитесь полностью от формата: фамилия + имя + отчество и ищите только по месту рождения.
— Когда вы будете искать документы в архивах, вас должна будет интересовать аббревиатура. Не просто деревня Заречье Тверской области, а какой это был район и сельсовет. Сельсоветы могли меняться, потому что география — и дореволюционная, и советская — скакала только так.
Вы можете найти одноименные деревни в одной Тверской губернии, Тверской области. Поэтому очень важно знать всю аббревиатуру.
— Речь идет о деревне, а в деревне почти все люди — родственники. Если я увижу фамилию в одном из документов, для меня это будет знак, что, возможно, что-то здесь будет связано с моим родственником, с моим предком. Поэтому обязательно ищите не только по фамилии, имени, отчеству, но и по месту призыва, по месту рождения.
— Опять же место рождения очень часто отличается от места призыва. Огромное количество людей, призванных из Ленинграда, например, — это люди, которые в Ленинград приехали по работе. Когда, например, строили Кировский стадион, ныне на его месте находится «Зенит Арена», люди туда приезжали из разных областей. Такое возможно, обязательно проверяем.
«Бессмертный полк»
Ко мне обратилась девушка. Искала она своего прадеда, знала его фамилию, имя, отчество. Сказала, что он, получив ранение, попал в эвакогоспиталь, там у него случился роман с медсестрой, она была его фронтовой женой. Феномен фронтовых жен и семей в России плохо исследован, хотя это большая и важная часть биографии бойцов. Людям было одиноко, страшно, люди жили каждый день, как последний, и поэтому очень часто у бойцов образовывались семьи. Могли быть семьи и внутри отряда, и по месту ранения. Мы зашли на проект «Бессмертный полк».
«Бессмертный полк» — проект, который изначально был сайтом. То есть сначала был сайт, который создали три томских журналиста, а затем он перешел в шествие. У них была такая идея, что каждый из нас должен был создать профайл по своему прадеду или деду для того, чтобы зафиксировать информацию об этом человеке.
На этом сайте вы можете оставить свои контакты. То есть вы не просто делаете профайл: вы оставляете контакты и можете написать человеку, который оставил контакты. Девушка вместе со мной нашла упоминание подходящего по имени, фамилии, отчеству и году рождения человека, написала, и выяснилось, что человек, опубликовавший эту информацию, — ее троюродная тетушка. Затем они подтвердили родство, сдав ДНК-тест. Очень сложный и недешевый. Их родство подтвердилось, и таким образом она узнала много информации о своей родословной.
Когда мы общались с создателями этого проекта, они сказали, что для них это совершенно стандартная практика. Этот сайт действительно объединяет семьи. Были даже случаи, что человек ходил с одним очень похожим на него человеком в булочную, а потом выяснилось (правда, уже после смерти этих людей), что это были два брата. — тоже фронтовая семья. Поэтому не упускайте возможность пообщаться с потенциальными родственниками.
Солдат. ru
Малоизвестный проект — это Солдат.ru. Его создал один конкретный исследователь, он собирает информацию не только по Великой отечественной войне, но и по всем периодам. Это, по-моему, афганская война, и, что для нас особенно важно, Зимняя война.
Если по Великой отечественной войне сделано достаточно много проектов, то Зимней советско-финской войне, в которой, кстати, большинство участников Великой отечественной войны тоже приняли участие, которая была на пару лет раньше и закончилась очень быстро, — ей особенно ничего не посвящают. Это связано с тем, что причины конфликта были очень спорные.
Солдат.ru. — одна из немногих баз, где всё это фиксируется. Одна из более полных баз по солдатам Зимней войны.
Самое интересное — справочник полевых почтовых станций Красной Армии. Почта считалась добычей для врага, потому что, если он получал охапку писем, он сразу понимал, где находилась та или иная дивизия и ее состав. Поэтому очень здорово работала цензура, и адрес и география нахождения той или иной части шифровался особым номерным знаком. Часть постоянно перемещалась, и невозможно было следить за ее перемещением, поэтому номерной знак был намного проще. На письмах, на открытках остаются эти номера. Вы можете забить номер на сайте. И он вам выдаст, что это была за часть.
Библиотеки
Библиотеки — это не только книжки, но еще и базы данных. Например, «Бессмертный цех» — о тех, кто служил в тылу.
«Бессмертный цех»
Пока я не начала работать в этой структуре, я недооценивала библиотеки. Дело в том, что библиотекари, помимо того, что выдают вам книги, еще и создают онлайн-базы. Причем это довольно крупные проекты всероссийского масштаба. Великолепный пример — проект «Бессмертный цех», о тех, кто служил в тылу. Библиотекари бросили клич по всем другим библиотекам, у которых были списки тех, кто служил в тылу, и сделали такую небольшую онлайн-базу. Будет очень полезно тем, кто ищет по Приморскому краю, Владивостоку и так далее. Там есть не только фотографии — там есть биография человека.
Кстати, там зафиксирован важный источник генеалогического поиска — устная история. Мы с вами говорили об этом в прошлый раз. Это когда прошло интервьюирование человека. Ценность этой базы будет расти, но она уже хороша сейчас. Обратите внимание, что уже можно искать по месту работы.
«Возвращенные имена»
Великий проект Российской национальной библиотеки — «Возвращенные имена». Библиографы Российской национальной библиотеки взяли мартирологи (книги памяти) по таким событиям, как блокада, репрессии, война и перевели вручную, перепечатали всё это в формате базы, чтобы вам не нужно было пробегаться глазами по каждому тому. Это огромное количество информации. Совершенно немыслимый масштаб!
Вы забиваете фамилию, и вот вам выскакивает первичное место захоронения, где человек служил, в каком госпитале лежал. Очень редко кто использует этот способ, а зря.
Технически там всё не очень. Потому что, например, в компании «ЭЛАР» над созданием одной базы работает огромный штат, где у каждого своя задача. А в библиотеке это делают обычно один-два-три человека, поэтому технически это всё немного отстает. Вы забиваете, например, фамилию Иванов, и только затем у вас высвечивается такая история, как «Введите дополнительную информацию». Если вы забьете адрес, например, «Моховая, 35», он вам будет выдавать, всё, что будет встречаться с Моховой, 35.
Часто, особенно в блокадном Ленинграде допускали ошибки в заполнении мартирологов. Не забываем про человеческий фактор. Вот вы забили адрес и, во-первых, посмотрели соседей: может быть, про этого соседа кто-то вспоминал, может, вы найдете контакты его родственников, может, они вспоминали и знают что-то о вашем предке. Кроме того, вы можете найти родственника, вы можете увидеть, кто с ним жил в квартире, это тоже может быть ваш родственник. Поэтому всегда проверяйте по адресам.
Вы можете также написать в Центр «Возвращенные имена», и вам с удовольствием ответят.
Книга памяти блокадного Ленинграда
А вот это уже проект компании «ЭЛАР». Смотрите, какой интересный подход.
Сразу скажу: база еще пока маленькая, она в разработке. Важный момент: если вы видите, что в базе сегодня нет информации, может быть, завтра она появится, — база всегда обновляется. Я всегда перепроверяю базы по одной и той же фамилии или персоне раз в 3 месяца-полгода и довольно часто нахожу новую информацию. Вот здесь разбивка прямо по домам.
Вы видите: кто погиб в блокаду, кто был награжден, а кто был эвакуирован.
По эвакуированным из блокадного Ленинграда тоже есть база данных, легко гуглится. Ее создал Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Также здесь есть обычные списки. О базе мало кто знает — пользуйтесь на здоровье.
Репрессии
Репрессии — это второй по запросам и по созданию баз источник. Сейчас, к сожалению, в меньшей степени. Есть база «Мемориал», деятельность которой запрещена на территории России, — это ликвидированное предприятие в конце прошлого года. Очень хорошая крепкая база.
«Открытый список» — это самая большая база. Если брать «Мемориал», то там больше всего разбивки по тематикам, есть расстрельные списки, например. Это, кстати, база угнанных в Восточную Германию наших жителей России. Обязательно смотрите по имени, фамилии и отчеству, по населенному пункту — это всё очень хорошо здесь работает.
Важно: если нет в этой базе данных человека по репрессии, это не значит, что он не был репрессирован.
Обратите внимание: можно узнать место рождения, дату рождения, национальность, образование, профессию, почему был арестован и так далее. Поэтому могу смело порекомендовать, пока действует, и надеюсь, что будет действовать.
Дореволюционный период
Дореволюционный период — большая боль. С точки зрения баз очень и очень слабо еще сформирован. Возможно, потому что за этот вопрос не бралась никакая крупная компания.
Здесь снова приходят на помощь библиотеки. Генеалогия, кстати, очень здорово недооценивает библиотеки. У нас считается классным ходить в архивы, но почему-то не в библиотеки. Библиотеки, по сути, — тот же архив, только тут выдача быстрее: в течение часа, а не месяца. И тут не меньше документов, особенно в исторических библиотеках, например в Российской национальной библиотеке.
Основа:
- адресные книги,
- памятные книжки,
- профильные списки (по купцам, например),
- сборники к юбилеям организаций.
Памяти героев Великой войны
Самая крупная дореволюционная база. Она чем-то похожа на «Память народа». Принцип точно такой же: цифровались документы Российского государственного военно-исторического архива. Картотека по низшим чинам. База называется «Памяти героев Великой войны».
Снова применяем все те же методики, которые мы с вами делали в «Памяти народа». Фамилию, имя, отчество забиваем и смотрим: фамилия + отчество, фамилия + имя, имя + отчество в сочетании с местом проживания или местом призыва.
Вот вам кейс: я искала Рафанского Николая Николаевича, всё не могла найти. Я знала, что у него контузия. Искала — нет, и всё. Оказалось, всё правильно. Он не Рафанский, он Рофанский. В общем он по жизни Рафанский, конечно, но в понимании человека, который вел его документооборот, он абсолютно точно Рофанский. Я его нашла только, взяв вилку: Николай Николаевич + Петербург, и у меня еще была дата рождения. Так тоже можно искать.
В советском времени можно искать без обозначений районов, а в дореволюционном периоде — только с обозначением районов, потому что названия совпадают в деревнях. Какая-нибудь деревня Пушково почти в каждой губернии.
Подробнее — на курсе «Сила моей истории». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Обложка: unsplash