Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Уйти в IT. Как стать продактом, что придется делать и какие качества нужно развивать
12 августа 2022 4 287 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Потребность бизнеса в IT-специалистах растет с каждым годом. Появляются сотни вакансий и десятки новых специальностей: тестировщики, Data Scientist, проджекты, DevOps-инженеры.

Этим профессиям не учат в вузах, и многое приходится осваивать на практике. Не говоря уже про то, что некоторые из них предполагают наличие кросс-компетенций. Как, например, одна из самых сложных профессий в IT — продакт-менеджер.

Чтобы узнать о ней подробнее, встретились с нашим продактом Олей Диуновой. В МИФе Оля ведет сразу три проекта: отвечает за интернет-магазин, развитие электронной библиотеки для компаний и для пользователей. Поговорили, как стать продактом, какие качества и навыки нужно прокачивать и о том, чем придется заниматься. Рассказывает Оля.

Из инженеров в IT-шники

Мое профильное образование не связано с IT. Я инженер-технолог по обработке металлов давлением и достаточно долго работала по специальности. Занималась проектированием интерьеров для частных самолетов и вертолетов, делала платформы для сброса танков с самолетов, проектировала пассажирские самолеты — аэробусы 320 и 330 в подразделении Airbus в России.

После 8 лет работы инженером, я поняла, что в нашей стране — это маловостребованная профессия: у нас мало производств, где можно развиваться и расти. И перешла в отдел качества Airbus, где стала заниматься оптимизацией процессов поверки чертежей и 3D-деталей.

Это не совсем IT-шная история, больше процессная: как правильно стандартизировать процесс, чтобы найти слабые точки и улучшить качество производимой продукции. Проработав там 1,5 года, я поняла, что это тоже скучно, и ушла специалистом по качеству в компанию, которая занималась разработкой первых российских спортивных машин.

За два года я приобрела опыт автоматизации процессов, поняла, как можно их анализировать и оптимизировать, научилась работать с программистами. А еще окончательно убедилась, что мне интересна IT-составляющая — в ней много направлений и есть куда развиваться.


Оля Диунова — продакт-менеджер МИФа

Потом были «Спортмастер» и Ozon, где я работала бизнес-аналитиком. Тогда еще не было такого понятия, как продакт, но, по сути, задачи были продуктовые.

В «Спортмастере» я отвечала за полный цикл разработки и внедрения внутренних продуктов, автоматизирующих работу различных подразделений. Согласовывала с заказчиками объем работ, писала ТЗ, делала презентации. Оценивала сроки реализации вместе с командой разработки. Отвечала за денежную составляющую.

В Ozon я совмещала должность системного и бизнес-аналитика. А когда понадобилось сделать личный кабинет поставщика, мне предложили попробовать себя в роли продакта. У меня появилась своя команда из разработчиков, дизайнеров и бизнес-аналитика. За 1,5 года я сделала достаточно хороший продукт и потом уже попала в МИФ.

Чем занимается продакт

Обязанности продакта зависят от компании и от продукта. В каких то компаниях бизнес спускает сверху видение и стратегию продукта, ограничивая продакта.

В других компаниях продакт — это полноценная единица, которая отвечает за стратегию и развитие продукта, рассчитывает, сколько та или иная фича принесёт денег. Продакт идет параллельно с бизнесом, учитывает и согласует с бизнесом их требования и пожелания, при этом все решения принимает самостоятельно.


Рабочее место продакта

Также тип продукта влияет на обязанности и скилы продакта. Например, для внутренних продуктов компании продакт должен хорошо владеть навыками бизнес-аналитика и понимать, какие процессы можно оптимизировать и автоматизировать и таким образом принести пользу компании.

А для внешних продуктов с миллионами пользователей важно понимать, какую проблему решает продукт, какие у него конкурентные преимущества и как этот продукт будет приносить деньги для бизнеса.

Как строится работа продакта

Продакт анализирует рынок, конкурентов или процессы в компании — все зависит от продукта. Понимает, какие потребности есть у пользователей и бизнеса и каким продуктом или функционалом их можно закрыть. Формирует MVP, видение и бэклог продукта, оценивает его экономику.

Когда уже есть понимание, какая фича нам нужна, продакт вместе с дизайнерами проводит детальный анализ конкурентов на рынке и болей пользователей и формирует понимание задачи.


Продакту даже котик помогает работать.

Дальше дизайнеры идут делать свою часть работы: проводят пользовательские исследования, готовят прототипы дизайнов и описание пользовательских сценариев. Мы их вместе отсматриваем, я даю обратную связь. Иногда присутствую на интервью, задаю уточняющие вопросы. Когда дизайн готов, мы идем в команду разработки и просим ребят оценить объем и время, которое они потратят на реализацию.

Параллельно тестировщик начинает описывать тест-кейсы, погружаться в новую фичу и оценивает объем своей работы.

На каждом этапе проработки фичи командой я отвечаю на вопросы ребят, принимаю решение о том, как можно безболезненно урезать или изменить функционал, если что-то технически сложно реализовать, и мы выходим за рамки MVP и сроков. Так у нас для каждой фичи рождается roadmap с детальной проработкой и сроками.

Когда фича готова, мы ее релизим. И дальше начинается этап непрерывного улучшения функционала.

Продакт в МИФе

В МИФе мой основной заказчик — это бизнес. От него поступает стратегия развития компании, на основе которой я строю стратегию развития продукта.

В наших стратегиях всегда есть количественные цели — на сколько нужно вырасти по деньгам, и качественные цели по процессам. Исходя из этих целей и потребностей рынка и пользователей, я понимаю, что можно внедрить в интернет-магазине и электронной библиотеке.

Помимо этого у нас есть много потребностей от бизнеса: отчеты, админки, интеграции с разными системами. Поэтому мой бэклог состоит из фичей для пользователей и бизнеса, срочных багов, технического долга и функционала, который нужно сделать для команд в МИФе.


Иногда продакту нужно раздвоиться, а лучше растроиться, чтобы все успеть.

40-50% моей работы — это общение с заказчиками внутри компании, ответы на вопросы по фичам, рабочие встречи (обсуждение фичей, дизайна и других вопросов) и планирование спринтов. 30% — это бэклог, проработка и постановка задач для команды.

А остальное время, если оно остается, это работа над развитием и улучшением продукта: аналитика, интервью с пользователями, проверка гипотез, анализ конкурентов и т.д.

У нас три продукта, и одному продакту, конечно, сложно справиться с таким количеством задач. Из-за объема страдает качество работы, поэтому у нас есть планы увеличивать команду продактов. И потихоньку мы в эту сторону идем.

7 качеств хорошего продакта

Тайм-менеджмент, пунктуальность и умение соблюдать дедлайны. Понимание, что это такое и из чего они складываются.

Умение работать с деталями и погружаться в процесс как можно глубже, потому что от деталей сильно меняется общая картина.

Креативность. Без нее никуда. Часто приходится что-то придумывать: от новых фичей, которые привлекут пользователей, до креативного решения задач, когда нет времени на месяцы разработки, а надо сделать за два дня и так, чтобы плюс-минус эти костыли работали.

Способность решать срочные задачи и быстро переключаться. Объем задач большой, и, когда тебе в чате пишут 10 человек, нет времени по каждому вопросу полчаса вспоминать, чего от тебя хотят. Нужно держать в голове очень много всего, быстро принимать решения и переключаться между задачами.


Продакт всегда должен понимать, как работает его продукт.

Критическое мышление. Всегда нужно ставить под сомнение все, что происходит вокруг, и задавать любому заказчику или пользователю главный вопрос: «Зачем?».

Умение мотивировать. Особенно когда идет сложная реализация, затягиваются сроки или что-то не получается, важно поддерживать и мотивировать членов команды.

Лидерские качества. Продакт ведет за собой команду. Это не руководитель, не тот, кто просто раздает задачи, а лидер, который объясняет, что мы делаем и зачем. Каждый член команды должен понимать, что решение принимает продакт, но его предложения и замечанию могут быть учтены. И важно, чтобы он свои предложения и замечания хотел обозначить. Потому что чем больше людей в команде смотрят на проект неравнодушно, тем лучше. И это как раз задача лидера — объяснить своей команде, что мы идем все вместе, и от этого зависит результат, который мы получим.

Необходимые профессиональные навыки

  • Умение анализировать аудиторию — без этого нельзя понять, как развивать продукт.
  • Финансовый анализ продукта — позволяет понять, будет ли продукт экономически выгоден.
  • Работа с различными метриками — помогает определять, насколько продукт хороший или плохой и как его улучшить.

Чем привлекателен МИФ для IT-специалистов

1. Сложными задачами. В МИФе не совсем классическое IT. Здесь продакт отвечает не только за интернет-магазин и другие продукты, но и за все околоайтишные процессы. Для меня, как для продакта, МИФ привлекателен тем, что я могу глубоко погружаться в бизнесовые процессы, понимать, как живет издательство, откуда появляются книги, как эти книги начинают продаваться, какой цикл до этого проходят.

2. Основным продуктом — книгами, курсами, мерчом. Вокруг этого можно сделать очень много крутых цифровых продуктов, которые позволят все это продавать. Есть перспективы для роста, много интересных задач и глобальных планов, как мы хотим развивать наши продукты для пользователей и для бизнеса.

3. Достаточно ограниченным техническим ресурсом. Кто-то скажет, что это минус, но для меня это, скорее, плюс. У нас небольшая IT-команда и большой технический долг*. И все решения приходится принимать с учетом технического долга. Это классный челлендж для продакта.


*Технический долг — это накопленные в архитектуре или коде проблемы, которые не позволяют или усложняют реализацию новых фичей и доработку текущих, а также требуют дополнительных трудозатрат на поддержку продукта.

4. Свободой деятельности и самостоятельностью. В МИФе никто не смотрит и не контролирует, реально ли ты сидишь и делаешь, оценивается только результат. А за качество и за результат отвечаешь ты сам. И как ты к нему придёшь, тоже решаешь ты сам. При этом коллеги всегда готовы помочь.

Эта особенность МИФа позволяет прокачать навыки самостоятельности и принятий решений. Иногда приходится по граблям походить, но это тоже способ развития и роста.

Похожие статьи