Два года назад в МИФе появилось новое направление — взрослая художественная проза. Вместе мы открывали сильных авторов, наслаждались красотой текстов и обсуждали заложенные в книгах смыслы. Куда будем двигаться дальше? Какие жанры и каких писателей хотим издать? Какие новинки точно нельзя пропустить? Об этом — интервью с Ольгой Киселевой, руководителем редакционной группы Культура и Проза. Вместе с командой Оля формирует стратегию и ведет охоту на шедевры.
Оля, давай начнем с вопросов в формате блица. Итак:
Наша самая объемная новинка — это…
…роман «Гранд отель „Европа“», он выйдет в 2022 году. В оригинале почти 1000 страниц, а на русском будет еще больше.
Книга, над которой команда пролила больше всего слез, — это…
…«Тот момент» Линды Грин. Над ней мы рыдали, начиная с первой встречи. Прочитавший ее редактор рассказывал о книге и пускал слезу, остальные тоже сидели и всхлипывали. Но что в ней здорово: она никого не загнала в депрессию, скорее наоборот — показала, что даже самые сложные испытания когда-то заканчиваются.
Твой самый любимый герой/героиня — это…
…Джудит из романа «Клуб убийств Марлоу». Ей 77 лет, она составляет кроссворды в Таймс и периодически купается голой в Темзе (такое у нее хобби). А еще вместе с подругами того же возраста Джудит становится детективом-любителем. Чудесная женщина!
Самый необычный жанр из тех, в которых написаны наши книги, — это…
…скажу не про жанр, а про писательский ход. Тут стоит обратить внимание на две книги. Первая — Cold Марико Тамаки (это Young Adult). Рассказ здесь ведется частично от лица погибшего подростка, а частично от лица живой девушки. Поэтому сначала ты приподнимаешься над событиями, а потом ныряешь обратно в повествование. Порой это физически ощутимо — как будто на качелях качаешься. Вторая — «Железная вдова» (тоже Young Adult). Это вселенная, основанная на китайской мифологии, но дело мы имеем с технологическим обществом. Когда о книге пишут за рубежом, говорят, что это нечто среднее между «Рассказом служанки» и «Тихоокеанским рубежом».
Самый необычный язык, с которого переводим книгу, — это…
…голландский. А книг сразу две: «Гранд отель „Европа“» и «Летний брат». На русском выходит непростительно мало голландских книг. Попробуем это исправить.
Самая яркая новинка — это…
«Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа. Это действительно самая громкая новинка в зарубежной литературе, начиная с конца 2020 года и до сих пор. У нее наибольшее число попаданий в топы, экземпляров, статуэток.
Книга с самым неожиданным финалом — это…
… фэнтези «Странные времена». В 2021 году мы выпустим первую книгу трилогии, и ее неожиданный финал получит неожиданное продолжение в следующих частях. Кстати, у Макдоннелла один издатель с Терри Пратчеттом, и он авторитетно их сравнивает. Скажу от себя: это реально очень похоже на Пратчетта.
Ольга Киселева, руководитель редакционной группы Культура и Проза
Художка в МИФе началась с романов взросления и продолжилась интеллектуальной прозой. В каком направлении пойдем дальше?
Мы действительно стартовали с романов взросления и интеллектуальной прозы, потому что посчитали это наиболее близким МИФу. Теперь хотим затронуть самые разные жанры и типы литературы, не ограничивая себя чем-то одним. Знаем, что в каждом из направлений есть достойные книги. Поэтому среди новинок будут и семейные саги, и остросюжетная литература, и сентиментальные романы высокого уровня. Готовим целый ряд новинок категории в Young Adult разных жанров: от фэнтези до подростковой драмы. А еще будут книги-явления: они прогремели во всем мире и зарекомендовали себя как современная классика.
Безусловно, в каждой книге отражаются смыслы, которые поддерживает МИФ: это актуальная повестка, чтение, созидание и самопознание. Не будет такого, что мы перешли в детективы или фэнтези и занялись исключительно развлекательной литературой. Мы с огромным уважением относимся к развлекательному жанру, и в нем выбираем книги исключительно высокого качества. Те, в которых есть о чем подумать.
Есть ли то, что объединяет книги, которые мы издадим в 2021-2022 годах? Или наоборот они все разные?
Книги разные по жанрам, проблематике, героям. Но общего у них много. Во-первых, высокое качество и актуально расставленные моральные акценты. Во-вторых, каждая новинка в художественной литературе в 2021-2022 года и далее — это знаковая книга. Это мировые бестселлеры или самые ожидаемые дебюты в своих жанрах, первые книги в категории. В-третьих, кинематографичность. Мы издадим действительно запоминающиеся книги: за счет сюжета, динамики повествования, самих героев. И вот что еще: герои могут оказаться в тяжелых ситуациях, но из них всегда есть выход, и потому книги оставляют светлое чувство и ощущение удовлетворенности после прочтения.
Если углубиться в конкретные жанры, тоже можно найти сходства? Давай начнем с детективов.
Серию детективов откроет «Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа. В нее войдут другие книги того же автора, «Клуб убийств Марлоу» Роберта Торогуда, серия Куива Макдоннелла («Человек с этим лицом», «День, который никогда не наступит» и другие). Все это британские писатели. Мы не специально их так подбирали, но оказалось, что стилистика британского детектива нам близка. Несмотря на то, что новинки разные по стилю, в каждой есть особый юмор. Если Осман — это смесь Агаты Кристи с Ильфом и Петровым (довольно добродушный, ироничный), то Макдоннелл саркастичен и чуть более резок, а «Клуб убийств Марлоу» — нечто среднее: акцент сделан на иронии, а само повествование достаточно хлесткое. Эти книги отличает динамика повествования. Я уже говорила о кинематографичности, и к остросюжетному жанру это относится в первую очередь.
Тот самый «Клуб убийств по четвергам». Здесь можно прочитать про книгу подробнее и подписаться на уведомление о выходе
Ты упомянула триллеры: что нас ждет?
Мы начнем серию с книги Элины Бакман «Когда умирает король», которая воссоздает атмосферу скандинавского лета и ранней осени. Книги этой линейки очень колоритны. Авторы больше рассказывают не об обстоятельствах, которые происходят, а о людях, которые в них попадают, о том, как они проходят через разные ситуации. Это крайне эмпатичные произведения. Да, они динамичные, да, они запутанные, да, они атмосферные. Но при этом необыкновенно человечные.
У книги красивая обложка — и МИФ ее сохранит
Лив Константин — второй наш автор, точнее, тандем авторов — сестер Линн Константин и Вэлери Константин, авторов «Последней миссис Пэриш». Каждый, кто читал «Незнакомку в зеркале» или другие произведения, признает, что они идеальны для экранизации.
Психологический триллер о женщине, не помнящей своего прошлого
Экшен — жанр, в котором события обычно превалируют над размышлениями. Но у нас получается неплохой баланс. Несмотря на то, что читаются книги бодро-активно, они затрагивают что-то более глубокое, чем традиционный триллерный жанр. Здесь и психология героев, и созависимость, и подсознание — то, как человек воспринимает сам себя (порой неверно).
Третья книга скандинавской линейки выйдет осенью. Это шведский роман «Барсук» Фредрика Уинтерса. Он тоже о том, что живет внутри человека, внутри разных прекрасных со стороны людей, и что получается, когда это выходит наружу.
Расскажи про нашу сентиментальную литературу.
Здесь особо подчеркну книгу Ребекки Серл «Через пять лет». У Дэнни наконец-то все по плану: она получила работу мечты, а ее молодой человек только что сделал предложение. Но вот ей снится яркий сон, действие которого происходит через пять лет. В нем она замужем совсем за другим мужчиной. История закручивается, когда Дэнни встречает любимого человека своей лучшей подруги и обнаруживает, что он и есть тот таинственный человек из сна. Этот роман будет открывать серию «Один момент — целая жизнь». А продолжит линейку книга «Тот момент» Линды Грин, очень известное произведение. Это сентиментальная проза с высоким градусом эмоциональной нагрузки. Эти книги объединяет ровно то же, что и предыдущие: это чтение, которое глубоко берет за душу, поднимает важные проблемы. Если у нас есть любовная линия, то она подается не просто как счастливое ожидание. Это исследование чувства, вариантов, в которых оно может проявляться — между супругами, между друзьями. Во второй книге будет подниматься тема детско-родительской любви в том числе.
Еще выпустим книгу Дэниела Хэндлера, которого все знают под псевдонимом Лемони Сникет. Кроме детских книг, он пишет для взрослых и молодежи. В начале 2022 года ждем его Young Adult роман «Почему мы расстались». Это ироничная история любви и расставания. В каждой главе героиня рассматривает один предмет из коробки с вещами бывшего возлюбленного, которую собирается ему вернуть, и воссоздает историю их чувств.
А что насчет книг из ряда «роман-явление»?
В 2022 году выпустим самый известный, премированный голландский роман «Гранд-отель Европа». Книга, фундаментальная и по своему объему, и по тем пластам, которые она поднимает. Писатель приезжает в Венецию после расставания с любимой женщиной в надежде окончить роман об Италии. Он заселяется в легендарный Гранд отель «Европа», чтобы прочувствовать атмосферу Старого Света, но что-то идет не так.
Сюда же отнесу романы Кэйитиро Хирано, современного японского классика. Это молодой, но уже известный автор. Негласно ему прочат выход на международную арену, в том числе участие в Букере и номинации на Нобеля. Роман «Человек», который вышел на Западе в 2021 году, получил небывалое для японских писателей внимание. У нас в России Хирано пока меньше известен, но на него точно стоит обратить внимание.
Продолжение интервью читайте 19 августа
Обложка поста — unsplash.com