Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
«Поколение Гарри Поттера». Как и почему цикл Роулинг повлиял на миллениалов?
сегодня

Алексей Зыгмонт
Алексей Зыгмонт

Злопыхатели нередко утверждают, что «семикнижие» Роулинг — это «детские книги», воспитавшие целое поколение инфантильных взрослых, которые зачем-то продолжают по ним жить и ждать сову с письмом. Выражение «поколение „Гарри Поттера“» действительно часто используют как синоним для младших миллениалов, а все стереотипные достоинства и недостатки, якобы им присущие, соотносят с ранним «облучением» мальчиком-волшебником.

Критики утверждают, что все дело в типично миллениальском эскапизме и нежелании брать на себя ответственность. Но так ли это?

В МИФе недавно вышла книга «Ключи от Хогвартса» Галины Юзефович — вероятно, первая на русском языке работа, посвященная культурному измерению и влиянию цикла Роулинг. Выбрали оттуда самое интересное насчет того, почему и как именно «поттериана» так повлияла на миллениалов. Спойлер: эскапизм тут не при чем.



Ключи от Хогвартса

Бумажная книга

Режиссура взросления

Как вышло, что «поттериана» смогла оказать такое влияние на целое поколение — то самое, которое благодаря ей «внезапно научилось читать»? По крайней мере один из возможных ответов — такой: это побочный эффект авторского замысла Роулинг.

Уже первый роман про Гарри Поттера, вышедший в 1997 году, стал бестселлером, и дальше дети изнывали в ожидании каждой следующей части. К «Узнику Азкабана» «поттеромания» охватила весь мир. Конечно, не все покупатели «Даров Смерти» следили за приключениями героев с 1997 года, но большая часть подключилась к коллективному чтению с третьей, самое позднее — с четвертой книги.

А это значит, что многие миллионы людей прожили с «Гарри Поттером» несколько важнейших, определяющих дальнейшую жизнь лет.

Поэтому можно сказать, что параллельно с «внутренним сюжетом», скрепляющим все семь томов цикла, в «Гарри Поттере» развивается еще один сюжет, вынесенный за пределы собственно текста. Этот второй сюжет — взросление читателя, который, по замыслу Джоан Роулинг, должен был прожить с ее героями несколько лет и за это время из ребенка превратиться сначала в подростка, а потом и в молодого, но уже взрослого человека. Роулинг знала, что пишет для одной и той же аудитории, но с каждой новой книгой аудитория эта становилась старше.

Для своего читателя Роулинг играет ту же роль, которую Дамблдор играл для Гарри, — твердой рукой она ведет его сквозь годы, понемногу усложняя задачи и предоставляя все больше свободы в интерпретации и оценке происходящего.

Гарри как «ролевая модель»

Строительство школы в Уганде, уборка территории детской больницы в Сантьяго-де-Чили, кампания в поддержку жертв школьных шутингов в Америке, сбор денег для пострадавших от землетрясения на Гаити, открытие приюта для бездомных животных в Лионе — что объединяет все эти события? Только одно: за каждым из них стоит движение Fandom Forward, основанное в 2005 году и отстаивающее ценности равенства, просвещения и прав человека. Изначально это движение называлось попросту Harry Potter Alliance, но сменило имя из-за авторских прав.

Хотя в его основании лежит любовь к мальчику-волшебнику, члены Fandom Forward категорически отказываются считать себя просто фанатским сообществом. «Мы собираемся не для того, чтобы прыгать, зажав метлы между ног и делая вид, будто играем в квиддич», — говорит основатель движения Эндрю Слэк.

«Наша цель — совместное действие. Гарри Поттер для нас не икона, а ролевая модель».

«Ролевая модель» — но чего именно? Ответственности. Самостоятельности — ведь в первых книгах Гарри, Рон и Гермиона справляются (почти) без помощи взрослых. Храбрости и настоящей дружбы. Активного отношения к миру. И именно такое вот отношение к миру как пространству персональной ответственности заимствовали активисты Fandom Forward из книг Джоан Роулинг.

«Гарри Поттер сегодня — это уже не просто коммерческий продукт, созданный конкретным человеком», — настаивал сооснователь Fandom Forward Джо Де Джордж.

«Это общественное достояние, это философия, это образ мыслей и определенное отношение к миру. Герои книг о мальчике-волшебнике учат нас без колебаний вставать на защиту гуманизма, равенства, экологии, каким бы влиятельным и могущественным ни был наш противник».

Как видите, это не эскапизм, а нечто прямо ему противоположное. И, будьте уверены, пример этого движения — не единственный.

Гарри Поттер идет на выборы

В США — стране, где влияние «Гарри Поттера» на нынешних 30-35-летних если и не было сильнее всего, то лучше всего изучено, — миллениалы взрослели на фоне крайне тревожных событий. Главные среди них — теракты 11 сентября 2001 года, вторжение в Ирак в 2003-м и экономический кризис в 2008-м. Все это влияло на миллениалов куда сильнее, нежели чтение Роулинг.

Но именно «Гарри Поттер» парадоксальным образом предоставил своим читателям некую этическую матрицу, снабдил понятийным аппаратом и помог преобразовать смутные чувства во вполне конкретные мнения и действия.

В 2009 году политолог Энтони Гежински и социолог Джули Сегер из Вермонтского университета опубликовали работу, посвященную влиянию «Гарри Поттера» на политическую жизнь США. Дело происходило в 2009 году, вскоре после выборов, на которых республиканец Джон Маккейн проиграл демократу Бараку Обаме, и ученые выдвинули относительно поклонников «Гарри Поттера» три гипотезы:

  1. Среди них преобладают демократы.
  2. Они более толерантны к инаковости и менее терпимы к насилию.
  3. Они проявляют здоровый скептицизм и готовы пересматривать свою позицию при обнаружении новых, не укладывающихся в прежние схемы фактов.

Результаты оказались впечатляющими: все эти гипотезы более-менее подтвердились. Среди тех, кто охарактеризовал себя как «поклонников» или «горячих поклонников», уровень толерантности к людям, не похожим на них, оказался гораздо выше. Также фанаты «Гарри Поттера» куда выше ценили социальное и расовое равенство (чаще других респонденты апеллировали к кейсу Добби), более сдержанно и скептически относились к тому, что позиционируется как «общеизвестное» («Все были уверены, что Вольдеморт мертв и не возродится, — и вот вам пожалуйста!»), и демонстрировали абсолютное неприятие лжи и насилия.

Но интереснее всего — результаты исследования, касающиеся политических взглядов его участников. Чем сильнее респондент любил Роулинг, тем с большей вероятностью он голосовал за Обаму: демократов поддержали 58% «горячих поклонников», 52% «просто поклонников» и лишь 40% тех, на кого книги Роулинг не произвели особо сильного впечатления. Один из участников исследования утверждал:

«Голосовать за Маккейна — это как голосовать за Долорес Амбридж. — Вольдеморт (Джордж Буш — младший), слава богу, сгинул, но не хотелось бы видеть на посту президента кого-то с такими же взглядами и методами».

Сложно сказать, где причина, а где следствие: сформировали ли книги взгляды миллениалов или, наоборот, «зашли» людям определенных взглядов. Но интересно, что без каких-либо подсказок со стороны исследователей респонденты постоянно апеллировали к примерам из «Гарри Поттера» как очевидным и общепонятным и сами настаивали, что их мнение и позиция по актуальным вопросам в значительной степени сформированы книгами о мальчике-волшебнике.

Универсальный миф

У того, что «Гарри Поттер» стал «священным писанием» и обзавелся целой армией преданных — и, нередко, агрессивных фанатов, — была и темная сторона. В 2018 году внимание публики привлек неудачный «лайк» Джоан Роулинг в соцсетях. Поводы для недовольства копились, подозрения в адрес Роулинг росли, и, наконец, после пары особенно неосторожных высказываний в 2020 году тлеющий огонек скандала перерос в настоящий пожар, бушующий до сих пор.

Имя Роулинг начало исчезать не только из фанатского лексикона, но и из публичного пространства. Книги о мальчике-волшебнике утратили своего земного создателя, окончательно превратившись в универсальный миф, в глобальный и, что особенно важно, бесконечно длящийся эпос. И героями этого эпоса, из раза в раз бесстрашно бросающими вызов всесильному злу (ну или тому, что представляется им таковым в настоящий момент), оказались сами фанаты «Гарри Поттера».

Из литературного факта «Гарри Поттер» превратился в объективную реальность, над которой писательница уже не имеет никакой власти.

По материалам книги «Ключи от Хогвартса».

Обложка: МИФ.

Заказать:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Рубрика
Культура
Похожие статьи