Проведем инвентаризацию древнегреческих мифов: боги и герои — это само собой, сторукие гиганты — да, хтонические чудовища — безусловно… А ведьмы? Смотря кого называть «ведьмами»: если женщину, обладающую сверхъестественными силами — то были они и там. Причем очень разные: отравительницы, благородные царевны, прорицательницы судьбы, демонические похитительницы детей…
Уже очень скоро МИФ выпустит книгу Ольги Давыдовой «Мифы Олимпа» — погружение в древнегреческие мифы именно с этой, неочевидно-магической стороны. На ее страницах пойдет речь не только о богах и героях, но и о «злом роке», колдовстве, предсказаниях и всякого рода чудовищных тварях.
Отравительница Цирцея
Имя мифической колдуньи Цирцеи стало нарицательным для женского коварства. Дочь Гелиоса и океаниды Персеиды (или Гекаты и Ээта), Цирцея считалась самой искусной чародейкой, знавшей все о свойствах трав и растений. Повзрослев, она вышла замуж за царя сарматов, но вскоре отравила его и стала править сама. Всякого, кто ей перечил, ждала жуткая смерть.
В итоге ее народ взбунтовался, Цирцея бежала и обосновалась на острове Ээя, где с помощью магии возвела себе чертоги.
Всякому чужеземцу, посетившему ее остров, колдунья подливала в напиток зелье — и те превращались в зверей, забывая о том, кто они и куда направлялись.

«Цирцея». Холст, масло. Фредерик Стюарт Черч, 1910 г.
Единственным, кто смог уйти от Цирцеи живым — да еще и остаться человеком, — был знаменитый хитрец Одиссей. Соратников Одиссея ведьма опоила вином и затем превратила в свиней, но на него самого (благодаря советам Гермеса) ее чары не действовали. Целый год Цирцея все удерживала Одиссея — но не зельями и, а уговорами и лаской, а перед прощанием поведала ему, как попасть в царство мертвых — лишь обитавший там прорицатель Тиресий мог подсказать ему путь домой.
Благородная Медея
Медея, царевна Колхиды, тоже годами оттачивала свое волшебное мастерство. Но, в отличие от своей родственницы Цирцеи, она старалась использовать знания во благо и часто помогала чужестранцам избежать неминуемой смерти. Самая известная легенда о ней — это история о ее встрече с аргонавтом Ясоном.

Медея с детьми. Холст, масло. Ансельм Фейербах, 1870 г.
Однажды, гуляя по берегу, Медея заметила на горизонте корабль — это и было судно аргонавтов, прибывших за золотым руном. Медея поддалась симпатии и повела их к своему отцу, царю Колхиды Ээту. Применив волшебное зелье, она помогла герою победить дракона и добыть руно, после чего решилась бежать. В последний миг к кораблю выбежал младший брат Медеи, Апсирт. В спешке Ясон согласился взять его на борт, и все вместе они покинули берега Колхиды. Однако стража успела донести плохие вести царю, и он, разгневанный предательством Медеи, бросился вдогонку.
Это дало «Арго» драгоценное время скрыться за горизонтом. Во время путешествия чародейка не раз помогала аргонавтам. А потом… заподозрив Ясона в неверности, пыталась его убить, умертвила их общих сыновей и вновь бежала. Но это уже совсем другая история.
«Насмешливая» Гелло
Само имя ведьмы, как считается, связано с греческим γέλως, что значит «насмешка» в значении неприятной гримасы — совсем как у горгоны Медузы. Возможно, Гелло имеет месопотамские корни: тамошний демон болезней и смерти назывался Галлу.

Персей готовится обезглавить Медузу в присутствии Афины. Терракотовая пелика, краснофигурная техника. Аттика, ок. 450 г. до н. э.
Упоминаний о ней сохранилось не так много. Во II веке ритор Зенобий объяснял происхождение греческой пословицы «Любящая детей больше, чем Гелло»: ее применяли по отношению к женщинам, губившим детей неправильным воспитанием или же умиравшим во время родов. Как пишет Зенобий, Гелла была обычной девушкой, которая погибла, не выйдя замуж и не родив детей, поэтому теперь ее мстительный дух преследовал малышей, причиняя им всяческий вред, вплоть до смерти. Гелло также вызывала бесплодие и выкидыши.
Образ Гелло со временем трансформировался: из бесплотного духа она превратилась в старуху-ведьму или даже демона. Позднее в византийских источниках VII–VIII веков встречаются некие гелуды (γελοῦδες) — уродливые существа, которые по ночам могли прилететь в дом и задушить ребенка.
Образ ведьмы или злобной полуженщины-полудемона известен в разных культурах, поэтому Гелло стали отождествлять с Ламией и Эмпусой, демонами греческой мифологии, которые вредили как детям, так и взрослым. Черты женщины, ненавидящей детей, передались также демонице Лилит.
По материалам книги «Мифы Олимпа».
Обложка отсюда.