Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Летающие брахиоподы и славянские циклопы: какие мифы появляются из окаменелостей
6 августа

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Окаменелости не только хранят следы древней жизни, но и заставляют работать воображение. В разных уголках мира одни и те же ископаемые находки обрастают похожими мифами — от «каменных ласточек», якобы вылетающих при грозе, до «мордовских слоников». Этот пост по книге «Мифы окаменелостей» — о том, как камни становятся поводом для рождения преданий.



Мифы окаменелостей

Бумажная книга Электронная книга

Каменные ласточки

В огромном карьере недалеко от Солигалича в Костромской области добывают известняк. Мощные слои известняка отложились на дне прохладных морей конца палеозойской эры. Миллионы лет назад они были дном, над которым поднимались заросли морских лилий. Самыми обычными обитателями морей были брахиоподы. Они фильтровали воду и ловили крошечные водоросли, личинок и икру. Брахиопод было великое множество.

Они — одно из немногих ископаемых, которые замечают рабочие карьеров. Среди брахиопод есть разновидности, чьи форма и рельеф напоминают силуэт летящей птицы. Сходство усиливается закругленным «птичьим клювом» наверху раковины.


«Орел»: раковина брахиоподы из Поволжья. Фото из книги

В карьере под Солигаличем их прозвали крылатками.

В Самарской области, на тысячу километров южнее, они орлы.

Немцы знали их как голубиные камни и называли улитками святого духа, вероятно, оттого, что святого духа представляли в виде голубя.

В Швабских Альпах — маленькими голубками и носили как амулеты.

В Японии они каменные воробьи.

В Китае — каменные ласточки, причем это очень древнее название.

Еще в средневековом китайском сочинении говорилось, что во время грозы эти каменные ласточки летают как настоящие. Таинственный полет окаменелостей можно объяснить тем, что раковины часто находят после сильных дождей, которые смывают белую пыль с известняка.

Благодаря этому могло сложиться суеверие, что они при грозе вылетают из камней.

Предания про раковины брахиопод хорошо показывают, что отношение к окаменелостям мало отличалось от культуры к культуре. По всему свету люди собирали одни и те же ископаемые остатки. Индейцы, африканцы, славяне, якуты находили похожие раковины и придумывали им похожие названия.

Мордовский Ганеша

Некоторые параллели особенно любопытны. В горах Непала полукруглые обломки раковин аммонитов признают за «Ганеша-шалиграм», то есть за воплощения Ганеши, потому что они похожи на хобот слона, а Ганеша — бог со слоновьей головой.

В мордовском селе Кенда, где едва ли слышали слово «шалиграм», раковины аммонитов зовут слониками. Тоже за схожесть обломков с хоботами слонов.

Аналогии, как правило, строились на внешней форме, но не всегда. Полвека назад ярославские мужики объясняли палеонтологу А. Н. Иванову, что ростры белемнитов — это «кошачье дерьмо», потому что, если потереть их друг об друга, «пахнет мочой». А в Античности хорошо знали рысий камень — лингурий. Говорили, что это окаменевшая моча рыси, которая застывает желтоватым продолговатым камушком. Скорее всего, лингурием тоже были ростры белемнитов: они при трении в самом деле издают аммиачный запах.

Древних греков и ярославских мужиков разделяют две тысячи лет и три с половиной тысячи километров. Но они подметили одну и ту же особенность и дали окаменелостям почти одинаковое название.

Мифология

Окаменелости не играли большой роли в мифологии. Однако у немногочисленных исследователей палеонтологического фольклора часто возникал соблазн возвысить их значение и даже положить в основание крупного мифического образа.

Адриенна Мэйор предположила, что образ грифонов появился благодаря находкам черепов и скелетов динозавров протоцератопсов (Protoceratops) в Азии. С ее легкой руки «протоцератопсы-грифоны» разбежались по популярным лекциям, книгам, энциклопедиям и телешоу, хотя серьезные исследователи относятся к гипотезе очень скептически (большинство ее попросту игнорирует).


Череп протоцератопса из Монголии. Фото из книги

У гипотезы хватает тонких мест. Во-первых, первые грифоны появились в искусстве Ближнего Востока, где никаких остатков протоцератопсов нет и быть не может. Во-вторых, образ грифонов легко объясняется обычным для мифологии сочетанием опасных животных и не требует привлечения палеонтологических данных. Есть и «в-третьих», и «в-шестых».

Другой пример. Норвежский палеонтолог Анатоль Хайнц допускал, что длинноносые, волосатые скандинавские тролли возникли благодаря находкам замерзших туш мамонтов. Гипотеза очень красивая. Увы, трупов замороженных мамонтов в Скандинавии не находили, а до Таймыра и Якутии викинги не доплывали, поэтому версия Хайнца неправдоподобна.

Самую знаменитую гипотезу о влиянии ископаемых остатков на фольклор предложил Отенио Абель. Он постарался доказать, что одноглазые циклопы появились в греческой мифологии благодаря черепам слонов. Глазницы хоботных находятся по бокам черепа и незаметны, зато в центре черепа зияет крупное носовое отверстие, иногда округлое и похожее на единственную глазницу. Незнакомые со слонами греки, по мнению Абеля, принимали такие остатки за черепа одноглазых великанов.


Остатки гигантского южного слона, из костей которого рыбаки строили заборы. Фотография из Архива Зоологического Института РАН

Уже сто лет гипотеза Абеля бродит не только по научно-популярным книгам, но и по учебникам, хотя она очень сомнительная. У нее нет подтверждений в античных источниках: про черепа циклопов никто из греческих и римских авторов не писал. Сам Абель указывал, что останки циклопов упоминал Эмпедокл, но ссылку на его сочинения не поставил. Найти цитату безуспешно пробовала Мэйор и пришла к выводу, что ее попросту не существует.

Кроме того, одноглазые чудовища — самые обычные персонажи мирового фольклора. Они представляют собой вариант классического монстра, который отличается асимметрией, то есть нехваткой или переизбытком каких-либо частей тела.

У славян есть одноглазое лихо — баба-великан, пожирающая людей. Удмурты знали одноглазое чудовище алид с гигантской грудью. У коряков — одноглазые (или, напротив, трех-четырехглазые) нин’виты. Бурятский эпос рассказывал про одноглазую бабку, которая сидит на перекрестке и опаивает прохожих червивым питьем. У хакасов людоед-шулбус живет в горной пещере — с единственным глазом и очень длинным носом.

До предельного выражения образ доведен в норвежской демонологии, где у гигантских леших один глаз на всех, они поочередно вставляют его в пустые глазницы посреди лба. Перечень можно продолжать на многих страницах. Всю эту громадную одноглазую армию не свести к черепам слонов, которые сохраняются очень редко.

Наконец, само слово «циклоп» в Древней Греции изначально могло означать не одноглазый, а круглоглазый.

Подготовлено по книге «Мифы окаменелостей».

Заказать:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи