У каждой книги — особенная история рождения. Но сегодня расскажем такую, какой еще не бывало.
История
Она началась в 2020-м. На первое апреля мы решили пошутить и пошалить — и придумывали книжное издевательство. То самое, где появились легендарные «Как хохочет женщина», «Подгорание» и «Джедаи-сантехники». А среди них — также «основанная» на реальной книге — «Искусство материть». Из оригинала («Искусство мастерить») мы убрали лишь одну букву, и новое название заиграло совсем другими смыслами.
Заиграло так, что убедило многих читателей в правдивости происходящего. И начались письма и звонки в издательство с вопросом «Когда выйдет?». Шли годы, а поток интереса не ослабевал. И мы решили: надо делать!
Авторы
За сложную задачу взялись доктора филологических наук. Никто другой просто не справился бы: обсценная лексика — тонкая тема. Чтобы раскрыть ее, нужен сугубо научный подход. Знакомьтесь: Анатолий Николаевич Баранов — доктор филологических наук, профессор кафедры «Лингвистическая семантика», главный научный сотрудник, заведующий отделом Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. И Дмитрий Олегович Добровольский — доктор филологических наук, профессор по специальности «русский язык», главный научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Когда перед лингвистами стоит задача научного описания русского языка, оно предполагает охват всех его регистров, всех сфер употребления, даже если это не отвечает эстетическим и моральным взглядам отдельных носителей.
В этой книге авторы показывают, что нехорошие слова, часто обозначающие табуированные сферы человеческой жизни, представляют собой неотъемлемую часть русского языка, его словарного богатства. Многие писатели, включая классиков, воспроизводя речь людей различных социальных слоев и относительно изолированных групп, отражают реальное употребление языка, в котором есть в том числе обсценные слова и выражения.
Запретные слова
В этой книге читатель не найдет ни экспериментов, ни глобальных обобщений — тем более рекомендаций, как правильно ругаться. Авторы постарались отразить то новое, что появилось в грубой речи за последние тридцать лет.
Вот что они пишут о своей книге: «Мы не берем на себя смелость давать этические оценки (впрочем, иногда не можем сдержаться). Скорее мы хотели передать наше удивление при виде многообразия смыслов и эмоций, которые можно выразить русским словом. Само балансирование между социально одобряемым и запрещенным — это тоже эффективный способ передачи содержания и отдельный канал коммуникации. Убери запретное — и русский язык оскудеет».
Книжное издевательство-2020. Как это было
Вот так, стерев однажды шутки ради всего одну букву в названии, мы запустили цепочку последствий, которая привела к выходу очень необычной книги (напоминаем про 18+). Серьезной книги, несмотря на кажущуюся легкомысленность темы. И да, ее название пришлось поменять. Потому что это не совсем «искусство материть». Скорее это «наука знать», как устроен немаловажный пласт русского языка.
Речь со звездочками
Подобрать интересные отрывки из книги — такие, чтобы не запикивать текст звездочками — оказалось непросто. Но нашли вступительный фрагмент, который можно.
Почти «наше все» Федор Михайлович Достоевский писал в дневниках: «Народ сквернословит зря, и часто не об том совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то что это бесспорно самый сквернословный народ в целом мире, — и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать».
Что имел в виду классик, сразу не очень понятно. Между тем мысль приятна для нас, русских: мы хорошие, а то, что временами ругаемся нехорошими словами, так это не ругань, а просто энергичная речь.
Целомудренность русского народа общеизвестна: видя буквы «й», «у» и «х», расположенные вместе, народ этот ругается на чем свет стоит. После выхода в свет «Словаря-тезауруса современной русской идиоматики», в котором присутствуют обсценные идиомы, одна из читательниц написала куда надо: «Дети, ученики, студенты, читайте, пользуйтесь идиомами „правильной“ нецензурщины — таков призыв академиков, лингвистов XXI века, издавших этот „труд“, где почти на каждой странице матерщинные слова».
Труд действительно фиксирует один из вариантов написания обсценных идиом и иллюстрирует значения нехороших выражений примерами употребления из СМИ и художественных текстов. Однако никаких правил не содержит и норм не устанавливает. Разумеется, он не адресован детям, поскольку является научным изданием. Понятно, что школьникам такое без надобности, поскольку соответствующие слова усваиваются в быту безо всяких учебников и словарей.
Послесловие без звездочек
Основную часть этого труда мы не можем воспроизвести в публичном пространстве. Совершеннолетним читателям придется познакомиться с ней самостоятельно. Поэтому сразу к послесловию.
Завершая книгу, авторы подчеркивают, что они не сторонники матерщины: «Бессмысленная фоновая ругань оскорбляет наше эстетическое чувство и отвергается нами как проявление ущербного мышления — полуязычия, свойственного (увы и ах!) многим носителям русского языка. Причины этого многообразны, они обсуждаются в публичном пространстве, и мы не касаемся их на страницах этой книги. Читатель резонно спросит: чего же вы это понаписали? А мы ответим: нам любопытно, как живет и выживает русский мат, проклятый, уничтоженный и почти убитый табу, обычаями, законами, строителями хрустального замка русской словесности и прочими оглоблями.
Между тем он живет себе и поживает. Оглобли идут ему только на пользу. Диалектика тут простая: сам факт запрета и дает ему жизнь. Иначе мат превратится в обычную сниженную лексику типа черт возьми, и мы потеряем важный инструмент выражения смысла и эмоций. Другими словами, мы за все и всяческие запреты.
Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что некоторые наши сограждане не являются ни знатоками, ни любителями этих слов и не хотят их слышать. Мы должны уважать их представления о прекрасном. Более того, во многих ситуациях мы не можем к ним не присоединиться. Важная часть нашего интереса к феномену мата — стремление к научному описанию русского языка, частью которого является обсценная лексика. Некоторые соображения на эту тему мы представили в этой книге».
Подготовлено по книге «Запретные слова» (18+).