Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
Поиски Грааля в преддверии Белого хлада. «Ведьмак» как мир и литературный эксперимент
8 апреля

Алексей Зыгмонт
Алексей Зыгмонт

Кто такие ведьмаки? Что такое Сопряжение сфер и как появились носфераты? Чем отличается Дикая охота в книгах и играх студии CD Project Red? Наконец, при чем тут проблемы XX века — и легенды о короле Артуре?

Цикл о ведьмаке Геральте полюбился миллионам читателей по всему миру и лег в основу кино, игр и сериалов. Но эта вселенная не так проста: трогательная история о судьбе, жестокости и любви сочетается здесь с литературной игрой и «подмигиваниями» знающему читателю.

«Мифология „Ведьмака“» — уникальный экскурс в мир Сапковского: от бестиария и географии до культурных отсылок и творческого метода автора. Разгадаем пару загадок?

Бумажная книга Электронная книга



«Мифология „Ведьмака“»

Три превращения ведьмаков

Ведьмаки — кто они? Изначально — герои восточнославянского фольклора, колдуны, которые при помощи магии защищают добрых людей от зла. Они похожи на ведьм, но стоят выше и вдобавок имеют с ними «особые отношения» — как не вспомнить многочисленные интрижки Геральта с чародейками!

У Сапковского ведьмаки — мутанты, специально обученные истреблять нечисть. Окружающие боятся их и считают бездушными машинами для убийства, готовыми ради «чеканной монеты» на что угодно. Но так ли это в действительности — если взглянуть на книжные факты? И правда ли их второй, железный меч — для людей?


Славянский ведьмак — волхв. «Встреча Олега с кудесником», В. Васнецов, 1899 г.

Геральт мог бы стать наемным убийцей — и зарабатывать куда больше. Он регулярно участвует в битвах, за которые ему вовсе не платят, и способен на глубокие чувства.

Выходит, что ключ ко всему — идея: простая идея, что нужно защищать слабых от порождений зла.

Деловитая холодность — профессиональная поза. А второй меч? Вопреки слухам, он тоже для чудищ — тех, какими порой становятся люди…

Добро пожаловать в Витчерленд!

Чем вселенная «Ведьмака» отличается, скажем, от толкиновского Средиземья? Тем, что уж слишком похожа на реальный мир. Это XIX–XX века под маской Средневековья — настолько, что здесь знают слова «ксенофобия» и «расизм», а сюжет во многом завязан на генетике, по историческим меркам — науке совсем молодой.


Дракон, отгоняющий других животных. А. Темпеста, 1600 г.

Это один из ключей к творческому методу автора: он берет фэнтезийные клише и делает… реалистичными.

Поэтому агрессивная империя Нильфгаард — это образный «винегрет» из германского Третьего рейха, наполеоновской Франции и колониальной Испании. Эльфы — не величественные бессмертные, как у Толкина: это жестокие партизаны, которые воруют у людей картошку и репу. А расцвет государств объясняется не «мудростью вождей», а наличием полезных ископаемых.

А еще это мир самого Сапковского — Польша с ее трудной и кровавой историей, переживавшая в конце прошлого века небывалые перемены. Случайно ли восстание эльфки Аэлирэнн так похоже на заранее обреченные бунты польских националистов против Российской империи? Такими отсылками — посложней и попроще, — усеян весь цикл о ведьмаке, и находить их — невероятно увлекательно.

Артуровское наследие

Однако Анджей Сапковский — не только автор, но и теоретик фэнтези: он знает рецепт и мастерски его «докручивает». В эссе «Мир короля Артура» он пишет, что весь этот жанр целиком вырос из «артуровского архетипа», то есть легенд о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и поисках Священного Грааля.

Но позвольте, скажете вы, — где же тогда у Сапковского Артур и сэр Ланселот? Прямо у нас перед глазами: Геральт — и тот, и другой в одном лице.


Смерть Артура. Д. Маклиз, 1857 г.

Его подвиги воспеты в балладах, в бою он проигрывал лишь чародеям и отказался от земной, приземленной любви ради несбыточной — совсем как Ланселот Озерный. Король Артур был воплощением благородства и погиб при горе Бадон, сражаясь против полчищ сил зла. Как и Геральт. Только в его случае гора — это мусорная куча, «зло» — толпа расистов, а умер он потому, что проявил милосердие…

Что касается остальных, то имя возлюбленной Геральта, чародейки Йеннифэр — это и есть «Гвиневра». А что же Грааль? Или, может быть, «кто»?

Шифры «профессорского» фэнтези

Цикл о ведьмаке — эталонный образчик «умного» фэнтези, но и «обычному» читателю Сапковский знает, что предложить: здесь есть захватывающие приключения, леденящие кровь битвы с исчадиями Хаоса, любовные переживания и тонкий юмор. Но при надлежащем анализе все это раскрывается в новом свете.

Вот что еще вы найдете на страницах:

  • Ведьмачий бестиарий: от кикимор и трупоедов до носфератов
  • В чем отличие Дикой охоты в книгах и играх студии CD Project Red
  • Почему прозвище Геральта Gwynnbleidd значит вовсе не «Белый волк»
  • Какие религии есть в Витчерленде — и во что (в кого?) верит сам Сапковский
  • На какие реальные страны похожи Редания и Ковир
  • Почему Сапковский и не думает скрывать симпатию к краснолюдам
  • Отчего у Геральта настолько трудные отношения с «дамзелями»

«Ведьмак» — не только яркое фэнтези, но и философский эксперимент: что случилось бы с благородным героем в циничном сегодняшнем мире? Это необычный взгляд на историю Геральта, но, если вы хотите оценить всю глубину этой истории, книга проведет вас в путь.

Где купить:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Рубрика
Культура
Похожие статьи