«От Руси до России» — одна из самых известных книг Льва Гумилева, русского историка, этнолога и географа. В этой работе автор исследует исторические корни и развитие русской цивилизации, начиная с древнерусского государства и заканчивая царской Россией.
Откуда берет начало Русь
«Откуда есть пошла Русская земля?» — вопрос, заданный еще в XII веке в Повести временных лет, до сих пор остается актуальным. Казалось бы, в современном мире достаточно передовых технологий, чтобы облегчить задачу археологам и историкам, готовым посвятить свою жизнь поиску истины. Но как ее найти, если время безжалостно отдаляет каждое следующее поколение от событий прошлого и этот временной разрыв становится все ощутимее? Разнятся воспоминания современников, одно и то же событие интерпретируется в зависимости от политического контекста и личности самого рассказчика, а большое количество уже имеющейся информации порождает и множество теорий, иной раз противоречащих друг другу.
Так откуда берет свое начало Русь? Впервые само слово упоминается в рассказе о призвании варяга Рюрика и его братьев на княжение:
*Лихачев Д. С. Повесть временных лет
«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны… Сказали руси чудь, славяне, и кривичи, и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И собрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший брат, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске»*.
И вот мы читаем, что изначально «русь» — это название варяжского племени. Тут же, еще не разобравшись в первом вопросе, появляется второй — кто такие Рюрик, Синеус и Трувор? Если Рюрик считается реальной исторической фигурой, то имена его братьев — результат путаницы и неверного понимания летописи. Данной точки зрения придерживался и Лев Гумилев, чей труд вы держите в руках. С древнескандинавского Sine hus — это родственники, а thru voring — дружинники. Итак, Рюрик посадил родственников управлять землями Белоозера, дружинников отправил в Изборск, а сам сел в Новгороде и начал создавать свою державу.
В насыщенном событиями XVII веке, когда на престол взошла новая династия Романовых, важно было показать на мировой арене, с каким древним народом соседние государства имеют дело. Громче остальных зазвучала, казалось бы, давно существовавшая библейская версия, что славяне — потомки легендарного Ноя, праправнуками которого были Словен и Рус. Подчеркивая отношение предков к христианской исторической традиции, летописцы придали значительный вес тем племенам, кто позднее и призвал Рюрика княжить.
Во времена дворцовых переворотов европейское влияние на наше государство стало особо ощутимым. Знаменитый период «бироновщины», характеризующийся засильем немцев в стране, чуть не лишил Россию самоидентичности. И как только на престол взошла императрица Елизавета Петровна, вновь заговорили о том, что, хоть мы и живем по-европейски, мы в первую очередь русские. Тогда же в ходу была теория, что название «Русь» связано с рекой Рось — правым притоком Днепра, вдоль которого издревле селились представители славянских племен. Михаил Ломоносов, как создатель антинорманнской теории, отрицал скандинавское происхождение Рюрика и относил его к полабским славянам.
Изучая историю
Вот вам яркий пример того, как каждый век накладывает свой отпечаток и одни и те же исторические явления могут трактоваться совершенно по-разному в зависимости от ситуации. Это не значит, что поиск истины не имеет смысла. Иногда важен не результат, а сам процесс познания — он-то в конечном счете и оказывается истинно значимым. Изучая историю, мы вдруг обнаруживаем, что она циклична и, как самый терпеливый учитель, готова повторять нам свои уроки. Проводниками она всегда выбирает талантливейших людей, посвятивших себя науке, и в благодарность за кропотливый труд вписывает их имена на свои же страницы.
Имя Льва Гумилева навсегда останется в истории нашей страны. Несмотря на то что он с рождения был одаренным писателем (ген гения ему передали его родители — поэт Николай Гумилев и поэтесса Анна Ахматова), его профессиональная карьера была в первую очередь связана с этнологией.
*Гумилев Л. Н. Passionarium. Теория пассионарности и этногенеза: этногенез и биосфера Земли. Конец и вновь начало
О себе он говорил: «…Я вижу свою задачу в том, чтобы принести посильную пользу прекрасной даме Истории, без которой не может существовать ни один народ, и ее мудрой сестре — Географии, которая роднит людей с их праматерью биосферой планеты Земля»*.
Пассионарная теория
Гумилев, находясь в постоянном поиске ответа на вопрос, как появляются и исчезают народы, прекрасно понимал, что нужен всесторонний подход. То, что некоторые люди не могут уместить в несколько жизней, он уместил в одну и стал историком, этнологом, археологом, географом, востоковедом, а если объединить все его ипостаси — выдающимся мыслителем! Его пассионарная теория этногенеза объясняла развитие тех или иных этносов за счет стремления небольшого числа людей радикально преображать действительность:
*Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли
«Особи, обладающие этим признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и инициируют новые этносы»*.
Был ли уже упомянутый Рюрик пассионарием? Конечно. И хоть за древностью лет информация о нем скудна и противоречива, тем не менее один только факт, что он был первым достоверно известным русским князем и основателем правящей династии Рюриковичей, выдает в нем пассионарную личность. С него начинается история Руси в лицах, и теперь каждый новый век окрашивают своими красками конкретные исторические фигуры. Своей неуемной энергией они сильно выделяются на фоне обычных людей и ставят глобальные цели даже выше собственной жизни, не говоря уже о жизнях современников. Вспомните, как при князе Владимире происходило Крещение Руси. Миролюбивая философия христианства насаждалась в некоторых частях языческого мира (например, в Новгороде и Чернигове) огнем и мечом. Казалось бы, такой способ принуждения народа к новой религии ей же и противоречит, но достижение цели по теории пассионарности всегда было первостепеннее. Да и, как показало время, именно христианство в конечном счете спасло славян от военно-языческих настроений, пришедших с балто-скандинавским культом Перуна. По мнению академика Б. А. Рыбакова, Перун не являлся исконно славянским божеством. Почитание бога-громовержца сопровождалось жертвоприношениями, которые были чужды славянам, что только подталкивало многих к крещению. Этот пример доказывает и другой тезис теории пассионарности о том, что пассионарий не может сделать ничего, если его действия не находят отклика хотя бы у части соплеменников.
Но неужели для развития народа всегда нужен лишь воинственный накал? Неужели воины, диктаторы, тираны — это единственные двигатели прогресса? И вот здесь на арену выходит сила созидательная! Деятели искусства и науки своей жаждой познания мира и попыткой объяснить законы жизни не только себе, но и остальным двигают общество вперед ничуть не меньше завоевателей. Только это — энергия другого порядка.
Гумилев: формирование личности
Был ли сам Лев Гумилев пассионарием? Конечно. Его выдающаяся личность была сформирована сложными, подчас трагическими обстоятельствами, преодоление которых только усилило его пассионарные качества. Отец, поэт Николай Гумилев, участвовал в экспедициях по восточной и северо-восточной Африке и привез оттуда много предметов народного быта, в частности костяные фигурки, пробудившие в маленьком Леве первый интерес к этнографии. Они останутся памятью о папе, расстрелянном в 1921 году за участие в антисоветском заговоре. Матери в детстве будущего историка тоже не окажется. Поэтесса Анна Ахматова практически не участвовала в воспитании сына, и забота о нем с раннего возраста легла на хрупкие плечи «ангела доброты и доверчивости» — бабушки Анны Ивановны Гумилевой. Всю юность Льву Николаевичу припоминали его дворянское происхождение, что при новой советской власти закрывало дорогу к достойному будущему. В 1930 году ему отказали в праве учиться на немецком отделении педагогического института, после чего Гумилеву пришлось работать чернорабочим на заводе, а позднее в трамвайном депо. Но разве это могло сломать человека, готового бороться за свои идеи? Уже через год он пошел на курсы коллекторов геологических экспедиций и уехал в Прибайкалье, затем в Таджикистан, где освоил устный таджикский язык. Хоть целью этих путешествий и было изучение насекомых-паразитов, что, казалось бы, никак не связано с его дальнейшей любовью к истории, именно во время данных поездок произошло первое знакомство Льва Николаевича с разными этническими группами. Позже он принял участие уже в археологических раскопках, что и определило его дальнейший путь.
В 1934 году Гумилев наконец поступил на исторический факультет Ленинградского университета. И года не прошло, как вдруг арест!
*Гумилев Л. Н. Автобиография ; Лев Гумилев: судьба и идеи : автонекролог
«…Случилось общенародное несчастье, которое ударило и по мне, — гибель Сергея Мироновича Кирова. После этого в Ленинграде началась какая-то фантасмагория подозрительности, доносов, клеветы и даже (не боюсь этого слова) провокаций»*.
На Льва Николаевича написали донос его же однокурсники. И обвинение было почти такое же, как у отца, — в антисоветчине. Сына спасла мать, отправив письмо лично Сталину. Освободили, но из университета на всякий случай выгнали, и о восстановлении опять хлопотала Ахматова.
Ах, если бы это был единственный арест в жизни Гумилева! В 1938 году в его дверь вновь постучали, приговорили к 10 годам лишения свободы за организацию контрреволюционной деятельности и отправили на лесозаготовки в отдаленный лагпункт на Онежском озере. За пару недель в ссылке он успел достичь крайней степени истощения. К счастью, дело отправили на доследование, а Льва Николаевича вернули в Ленинград, в знаменитую тюрьму «Кресты». В ожидании приговора он совсем не беспокоился о собственной судьбе. Неожиданно его занимали мысли куда более глобальные:
*Алдонин С. Я Родину люблю. Лев Гумилев в воспоминаниях современников
«Я вдруг задумался: почему Александр Македонский пошел воевать в Среднюю Азию и в Индию, куда ходить было опасно и незачем? Он повел за собой войско, и войско пошло за ним, пока в Бенгалии они не попали в окружение, и им всем грозила смерть. Тогда войско потребовало отступления, уговорило царя, и он подчинился войску. За такого царя воины готовы были отдать жизни — и отдавали! В чем тут дело? Почему он лез и почему его слушались? <…> И тут я нашел одно слово: сила страсти — „пассионарность“. Когда человек действует и не может не действовать вопреки инстинкту самосохранения, который существует в каждом из нас. Но антиинстинкт — пассионарность — влечет человека к целям, часто иллюзорным»*..
Срок скостили до 5 лет и определили Гумилева в Норильский исправительно-трудовой лагерь. От 40-градусных морозов историка спасала работа в штольне, где сохранялась температура в −4. Будучи человеком позитивным, он мало вспоминал о тяготах жизни в заключении. Сразу после освобождения Лев Николаевич ушел в геофизическую экспедицию. Это было уже время Великой Отечественной войны, и страна остро нуждалась в железной руде. А в 1944 году его силы пригодились на фронте, и он сменил свою одежду на военную шинель.
Дело жизни
В Ленинград Лев Гумилев вернулся с двумя медалями — «За взятие Берлина» и «За победу над Германией» — и с надеждой на светлое будущее. Экстерном были сданы экзамены за два курса, и восстановлена учеба на историческом факультете. Наконец началась полноценная научная работа, которая, впрочем, вновь продлилась недолго. Ученый был сыном знаменитых родителей, и этот факт его биографии — и награда, и клеймо одновременно. В 1946 году Анну Ахматову объявили «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», по сути — вредительницей. Будучи сильной личностью, Лев Николаевич и сам вызывал к себе неоднозначное отношение в коллективе. Из аспирантуры Института востоковедения его отчислили, что, благодаря природной настойчивости, не помешало Гумилеву блестяще защитить кандидатскую диссертацию на тему «Политическая история первого тюркского каганата» в другом университете — в ЛГУ. И снова стук в дверь. В 1949 году его арестовали и приговорили к долгим десяти годам лишения свободы. Позднее Лев Николаевич в шутку будет говорить, что первый раз сидел за папу, а второй — за маму.
Он выйдет по амнистии спустя 7 лет и приедет в Ленинград с самым ценным на тот момент — с двумя рукописями: «Хунну» и «Древние тюрки», в общей сложности проведя почти 13 лет в заключении. Как выглядит человек с разрушенной судьбой и пошатнувшимся здоровьем? По-разному: каждый выбирает сам, сдаться или продолжить борьбу. Лев Гумилев выбрал путь пытливого исследователя, поставившего научные интересы выше своих личных. Некогда было жалеть себя, важно было уделить все свободное время историческим изысканиям. Вот она, отличительная особенность пассионария. Вторая половина жизни Гумилева будет полностью отдана истории, этнографии, археологии и географии. Для того чтобы понять, как же появляются и исчезают народы, был важен всесторонний подход, отразившийся в его фундаментальной работе «Этногенез и биосфера Земли». В последней книге «От Руси до России» Лев Николаевич отвечает на вековой, философский вопрос «Откуда есть пошла Русская земля?» через призму своей теории пассионарности. В каждой строчке читается его любовь к родному государству:
*Демин В.Н. Лев Гумилев
«…В смысле любви, поклонения, обожания и даже обожествления России всегда был и буду патриотом»*.
Текст подготовлен Анастасией Мащенко, экскурсоводом, автором канала samasebenastya.
Если хотите погрузиться в тему, волновавшую Льва Гумилева, читайте его работу «От Руси до России».
Обложка поста — freepik.com