Хилинг, кози и филгуд-книги становятся все популярнее и у зарубежных, и у российских читателей. Но что есть что? Почему многим нравятся эти истории и кто их целевая аудитория? На какие новинки стоит обратить внимание? Поговорили об этом с Анной Неплюевой, руководителем редакции «Художественная литература» в МИФе.
— Аня, расскажи, пожалуйста, о каждом из понятий. Что это такое — жанры, направления или форматы, как они соотносятся между собой?
— Филгуд-литература (англ. feel-good — «чувствовать себя хорошо») сейчас выделяется в полноценный жанр — или категорию — современной прозы. Другими словами, есть фэнтези, есть романтическая проза, есть остросюжетная, а есть филгуд. К филгуд-прозе обыкновенно относятся романы направления реализм, но часто они включают элементы магического реализма или капельку фэнтези. Типичные представители филгуд-литературы — проза Карстена Хенна («Служба доставки книг», «Письма на вощеной бумаге»), Лоренцы Джентиле («Магазинчик бесценных вещей», «Книжный в сердце Парижа»), Иви Вудс («Затерянный книжный»).
Книжный в сердце Парижа
Эти романы объединяет оптимистичный тон и духоподъемное настроение, их задача — вызвать у читателя положительные эмоции, вдохновить, ободрить. Герои сталкиваются с трудностями и проблемами, но успешно преодолевают их и получают заслуженный (и ожидаемый читателями) хэппи-энд.
Кози (англ. cozy — «уютный») может означать поджанр внутри определенных жанров: мы часто встречаем такие определения, как «уютный детектив», «уютное фэнтези». Эти романы строятся на уютной обстановке без жестокости, насилия и слишком мрачной атмосферы. Например, в уютных детективах расследование ведут безобидные милые старички, между делом отвлекаясь на приятные чаепития с пирожными, и даже преступления описаны без чрезмерной жестокости. В уютном фэнтези герои открывают волшебную пекарню, а не спасают мир от сил зла.
Хилинг-литература (англ. healing fiction — «исцеляющая проза») — направление, которое пришло к нам из Японии и Кореи, именно там оно впервые выделилось в отдельный жанр и стало большим трендом, который сейчас уверенно шагает по всему миру. У исцеляющих романов есть вполне четкая концепция и структура, по которой их легко узнать: чаще всего это достаточно короткое произведение (160-200 страниц), поделенное на главы, каждая из которых посвящена отдельному персонажу и его личной истории. По концепции хилинг-романа каждый герой вначале переживает черную полосу, но затем случайно попадает в некое заведение (например, книжный или другой магазинчик, ресторан, библиотеку) и там получает подсказку, как справиться со своей проблемой (иногда не без помощи волшебства). Соответствуя своему названию, хилинг-романы стремятся «исцелить» читателя, который может узнать себя в одном из героев. Они предлагают утешение и поддержку, часто поднимают темы преодоления личных кризисов, потерь, обретения смысла жизни. Повествование отличается неспешностью и медитативностью, с акцентом на внутреннее развитие героев.
Анна Неплюева, руководитель редакции «Художественная литература»
Хилинг-литература по сути является азиатской версией филгуд-романов. Как и филгуд, она отличается большим разнообразием: сюжет может быть сосредоточен на одном герое или на нескольких, разворачиваться вокруг какого-либо заведения или обходиться без него (хотя чаще заведение все же играет важную роль). Однако неизменным остается главное: герои обязательно обретут заслуженное счастье, а читатель почувствует уверенность, что и в его жизни все обязательно наладится.
— Такие книги сейчас в тренде? Почему, на твой взгляд, они нравятся читателям?
— Филгуд — один из крупнейших трендов в современной литературе, сейчас он находится на пике популярности во всем мире, что, впрочем, не означает, что он скоро начнет ослабевать. Думаю, филгуд в литературе станет такой же константой, как условное фэнтези, потому что читатели всегда будут искать в книгах островок безопасности и поддержки. Этим и объясняется его востребованность в наши дни — чем больше в обществе накопившегося стресса и усталости, тем выше запрос на оптимистичные, утешительные истории.
Филгуд-литература в той или иной форме существовала всегда, но настоящий импульс к развитию этого тренда дали два ключевых события. Первое — появление прозы шведского писателя Фредрика Бакмана, который стал ярким примером западного филгуда, отличающегося эмоциональной глубиной, добрым юмором и горько-сладким финалом. Второе — стремительный взлет хилинг-литературы из Азии, которая в какой-то момент завоевала сердца читателей по всему миру благодаря своему простому, трогательному и вдохновляющему содержанию.
— Можно ли сказать, что все хилинг- и филгуд-романы однотипны или есть какие-то различия?
— Конечно, у филгуд и хилинг-литературы как жанра есть определенные признаки, но в целом это очень разнообразные романы. Они могут быть как целиком реалистичными, так и с элементами магического реализма или фэнтези. Эти книги могут быть адресованы как взрослым читателям, так и молодежи (Young Adult). И хотя читают филгуд-литературу в первую очередь ради ее терапевтического эффекта, а не ради сюжета, авторы неизменно находят способы удивить нас. Появляются новые необычные локации, оригинальные концепции и свежие идеи. Например, в русскоязычном филгуд-романе Ирины Ивановой «Хтонь в пальто» в центре сюжета — агентство хтонических существ, которое предлагает услуги самого разного характера: от устрашения врагов до душевного чаепития. Где еще вы могли бы встретить нечто подобное?
Таким же разнообразием отличаются и другие жанры с элементами «кози», например, уютные детективы. Да, в большинстве случаев используются общие сюжетные формулы — например, в роли сыщика выступает не профессиональный детектив, а дилетант, вынужденный взять дело в свои руки. Однако и здесь есть место нестандартным решениям. Так, Ричард Осман в серии «Клуб убийств по четвергам» сделал главными героями группу скучающих пенсионеров в доме престарелых, которые расследуют преступления. Эта серия запустила настоящий тренд на детективов пенсионного возраста и сделала жанр уютного детектива невероятно популярным во всем мире, включая Россию.
Таким образом, жанры, сюжеты и сеттинги могут быть самыми разными, но неизменным остается главное — эти книги всегда дарят хорошее настроение.
— А кто целевая аудитория этих книг? Это читатели определенного возраста или здесь нет рамок?
— У филгуд-прозы максимально широкая аудитория — как говорится, от 9 до 99 лет. Подростковые романы в этом жанре часто находят отклик у взрослых читателей, а взрослые книги нередко читают подростки, поскольку в них обычно отсутствуют сцены жестокости и другие элементы, попадающие под возрастное ограничение 18+. Целевая аудитория филгуд-прозы — это люди, которые ищут утешение, вдохновение и позитив, особенно те, кто сталкивается с повышенной тревожностью и стрессом или просто ценит добрые, жизнеутверждающие истории.
— Расскажи, какие филгуд-книги уже вышли в МИФе, что советуешь читать обязательно?
Филгуд-литература — одно из главных направлений работы МИФ.Прозы, поэтому у нас вышло много хороших книг этого сегмента. Тем, кто только начинает свое знакомство с филгуд-литературой, я рекомендую наши бестселлеры: «Служба доставки книг» Карстена Хенна, «Вы найдете это в библиотеке» Митико Аоямы, «Затерянный книжный» Иви Вудс, «Книжная деревушка в Шотландии» Катарины Херцог. Если вы любите Young Adult, то вам должны понравиться «Магазинчик времени» Ким Сонён, «Книжная лавка грез» Со Сорим, сборник «Аллея волшебных книжных лавок», «Волшебный магазин токкэби» Ю Ёнгван. Для поклонников в меру острых ощущений у нас есть уютные детективы Ричарда Османа, Роберта Торогуда и Йена Мура. А для знакомства с жанром уютного фэнтези отлично подойдут «Вампирский клуб вязания» Нэнси Уоррен и «Книжный магазинчик ведьмы. Убийства и чаепития» Гретхен Рю.
Вечера в книжном Морисаки
— Что нас ждет впереди, на какие новинки стоит обратить внимание?
В 2025 году у нас выйдут новинки уже хорошо знакомых нам авторов: «Письма на вощеной бумаге» Карстена Хенна, «Четверг с чашечкой какао» Митико Аэямы, новая серия уютных детективов от Ричарда Османа «Мы раскрываем убийства» и «Собиратель историй» Иви Вудс. Young Adult-аудитории советую обратить внимание на корейское хилинг-фэнтези «Лавка сновидений Юнсыль» Ли Хёрин, поклонникам историй о книжных магазинах — на японские бестселлеры «Дни в книжном Морисаки» и «Вечера в книжном Морисаки» Сатоси Ягисавы. Одни из самых ожидаемых молодежных релизов — романтические хиты Тиктока «Кафе „Пряная тыква“» и «Книжный магазин „Булочка с корицей“» Лори Гилмор.
«Вечера в книжном Морисаки». История о молодой женщине, которая теряет все, но находит себя; о новых начинаниях, романтических и семейных отношениях и о комфорте, который могут подарить книги.
«Собиратель историй». Сотню лет назад в тихой ирландской деревушке молодая фермерша Анна вызвалась помочь загадочному американскому гостю перевести сказки с ирландского на английский, но вскоре столкнулась с тайной, поставившей ее привычную жизнь под угрозу.
— Аня, почему МИФ издает такие книги, что нас в них привлекает?
— Ответ на этот вопрос кроется в самой философии издательства: мы издаем книги, которые помогают людям развиваться, улучшать качество своей жизни и менять мир вокруг себя. Это книги, которые не только обучают и развивают, но также мотивируют, вдохновляют и дарят надежду. Филгуд- и хилинг-литература прекрасно соответствует этой концепции, поскольку такие книги помогают обрести душевное равновесие, почувствовать поддержку. Если наша книга поможет хотя бы одному человеку справиться с трудным периодом, вдохновит на позитивные изменения или поддержит в моменты сомнений — мы будем знать, что наша работа имеет смысл.
Обложка поста — роман «Служба доставки книг»