В этом году запускаем уже третий поток курса «Текст как инструмент». Те, кто уже его проходил, получили возможность опубликоваться в блоге МИФа. Это текст написан нашей выпускницей Елизаветой Орловой. Если тоже хотите увидеть свою статью в блоге МИФа, приходите на курс.
Елизавета Орлова, проходила курс «Текст как инструмент»
Живой интерес, который во времена 3D-мультфильмов у меня вызывают нарисованные от руки аниме Хаяо Миядзаки, Исао Такахаты, Макото Синкай и старые японские гравюры, связан с нынешней жизнью, в которую вмешиваются герои легенд и мифов. Я расскажу о том, как я во всё это ввязалась, никогда ранее не сталкиваясь с землетрясениями и синтоистскими богами.
Бог Такэмикадзути
Эта тема заинтересовала меня на курсе «Японские мифы. От хозяина гор, Аматэрасу и оборотней-кицунэ до персонажей аниме» — Нина Воронина прочла увлекательную лекцию. Да такую, что захотелось погрузиться глубже — так я прочла «Японские мифы». А после отправилась в эту страну, чтобы увидеть все воочию.
Удивительно, но после поездки в Японию одним из самых сильных впечатлений оказалась не буйно цветущая сакура, а трясущаяся посреди ночи кровать и жуткий вой предупредительной сирены. Из дома выбегать не полагается. Нужно СПОКОЙНО дождаться конца толчков, можно под столом (его у нас не было). Считается, что пострадать, бегая по лестнице, или получить на улице по голове летящим предметом гораздо легче. Можно переждать в парке, но до него было 45 минут ходьбы по тесной улице под многоэтажными и совсем не сейсмоустойчивыми домами, а еще двухэтажной автострадой. В тот раз все закончилось неплохо.
На гравюрах периода Эдо бог Такемикадзути изображен победителем гигантского сома Онамадзу, который предположительно виноват во множестве крупных землетрясений в Японии. На картинке, которую я нарисовала под впечатлением гравюры, он скачет на лошади спасать ситуацию, но поздно — столица сгорела.
Рисунок Елизаветы Орловой.
Мне удалось посетить Японию весной 2024 года и увидеть храмы, связанные с легендами. Один из них — Катори Дзингу (香取神宮), неподалеку от аэропорта Нарита. Там находится камень-оберег, вбитый в хвост сома-Онамадзу богом Такемикадзути для предотвращения землетрясений. Кто знает, может быть, он помогает удержать этот хрупкий мир от бедствий?
Фото из личного архива автора.
На фото надпись о камне и сам камень, уходящий глубоко в землю. Японцы приходят сюда и рассказывают о нем своим детям, которых с детского сада обучают как вести себя при землетрясениях.
Не обходится без юмора и даже абсурда. Удалось сфотографировать веселенького сома Онамадзу, предупреждающего, что в случае землетрясения этой дорогой ехать нельзя, и тут же домики, о которых не хочется даже думать. Именно в таком я и пережила свое первое землетрясение в Токио.
Фото из личного архива автора.
Сом-разрушитель
В 1854-1855 годах в Японии произошло несколько крупных землетрясений, вызвавших цунами и пожары, повлекшие многочисленные разрушения, гибель множества людей и эпидемию. Сгорел и Эдо — нынешний Токио. Тогда было создано множество рисунков и гравюр, «отобразивших» произошедшее.
Художники через бога-сома Онамадзу, которого считали ответственным за все землетрясения, выразили все, что накипело: протест пострадавшего населения, сарказм по поводу действий правительства, чиновников и коммерсантов-строителей, наживающихся на катастрофах и бедствиях людей. Только в конце 19 — начале 20 века вышло несколько сотен гравюр.
Сегодня эта тема по-прежнему очень сильно волнует людей. Землетрясения угрожают постоянно, а прогнозы все страшнее и страшнее: «16 января 2025-го вероятность мощного землетрясения магнитудой 8–9 баллов в Японии выросла до 80%. Правительственная комиссия по сейсмической активности сообщила, что катастрофа произойдет, вероятно, в ближайшие 30 лет. Пострадать в ней могут 323 тысячи человек», «Через 40 лет тектонические сдвиги произойдут с вероятностью в 90%, а через 50 лет — почти со стопроцентной».
Осмысляя катастрофы
В 2021 году вышло полнометражное аниме «Судзумэ, закрывающая двери» Макото Синкай — о современной Японии, по-прежнему страдающей от землетрясений, где жители страны не защищены ничем, кроме сирены оповещений, ревущей в каждом смартфоне. Автор предлагает свое мистическое видение проблемы и ее решение, основанное на мифах.
Кадр из мультфильма, источник
История начинается с того, что старшеклассница Судзумэ, живущая в небольшом городке на острове Кюсю, однажды встречает студента, который ищет загадочную дверь. Вместе они и находят эту дверь, сохранившуюся целой после землетрясения — в горах, посреди руин. Судзумэ, не верившая в богов-ками, из любопытства вытаскивает камень-оберег из земли.
Храм Фусими Инари в Киото — богини плодородия и успешного бизнеса и лисы по совместительству. Рисунок Елизаветы Орловой.
Не могу согласиться с тем, что это ее ошибка. Зато то, как нарисовали последствия землетрясений и даже само землетрясение в Токио, подняли во мне все острые токийские переживания. Аниме всколыхнуло воспоминания о красоте японской природы, соседствующей с современными технологиями, которые не могут защитить людей, оставляя им надежду только на чудо.
Если вам любопытно погрузиться в культуру Японии — и древней, и современной, — чтобы увидеть страну в новом свете, рекомендую и книгу, и лекторий. А редакция МИФа напоминает, что обучение стартует в мае 2025. Если хотите учиться с нами и получить самые приятные условия — записывайтесь на этой странице.