Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Благотворительность Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Курсы
Ками Японии, не дающие забыть о себе. Как я изучала японскую культуру
вчера

Госпожа Метафора
Госпожа Метафора

В этом году запускаем уже третий поток курса «Текст как инструмент». Те, кто уже его проходил, получили возможность опубликоваться в блоге МИФа. Это текст написан нашей выпускницей Елизаветой Орловой. Если тоже хотите увидеть свою статью в блоге МИФа, приходите на курс.



Елизавета Орлова, проходила курс «Текст как инструмент»

Живой интерес, который во времена 3D-мультфильмов у меня вызывают нарисованные от руки аниме Хаяо Миядзаки, Исао Такахаты, Макото Синкай и старые японские гравюры, связан с нынешней жизнью, в которую вмешиваются герои легенд и мифов. Я расскажу о том, как я во всё это ввязалась, никогда ранее не сталкиваясь с землетрясениями и синтоистскими богами.

Бог Такэмикадзути

Эта тема заинтересовала меня на курсе «Японские мифы. От хозяина гор, Аматэрасу и оборотней-кицунэ до персонажей аниме» — Нина Воронина прочла увлекательную лекцию. Да такую, что захотелось погрузиться глубже — так я прочла «Японские мифы». А после отправилась в эту страну, чтобы увидеть все воочию.

Удивительно, но после поездки в Японию одним из самых сильных впечатлений оказалась не буйно цветущая сакура, а трясущаяся посреди ночи кровать и жуткий вой предупредительной сирены. Из дома выбегать не полагается. Нужно СПОКОЙНО дождаться конца толчков, можно под столом (его у нас не было). Считается, что пострадать, бегая по лестнице, или получить на улице по голове летящим предметом гораздо легче. Можно переждать в парке, но до него было 45 минут ходьбы по тесной улице под многоэтажными и совсем не сейсмоустойчивыми домами, а еще двухэтажной автострадой. В тот раз все закончилось неплохо.

Без богов-ками тут, конечно, не могло обойтись. Согласно Фридману (автору книги — доценту кафедры японского языка и специалисту по древней японской литературе), существовал бог Такэмикадзути: «Бог грома Такэмикадзути ((建御雷) — еще и бог отваги и праведной битвы. На самом деле он больше напоминает бога войны, чем одно из божеств грозы и грома».

На гравюрах периода Эдо бог Такемикадзути изображен победителем гигантского сома Онамадзу, который предположительно виноват во множестве крупных землетрясений в Японии. На картинке, которую я нарисовала под впечатлением гравюры, он скачет на лошади спасать ситуацию, но поздно — столица сгорела.


Рисунок Елизаветы Орловой.

Мне удалось посетить Японию весной 2024 года и увидеть храмы, связанные с легендами. Один из них — Катори Дзингу (香取神宮), неподалеку от аэропорта Нарита. Там находится камень-оберег, вбитый в хвост сома-Онамадзу богом Такемикадзути для предотвращения землетрясений. Кто знает, может быть, он помогает удержать этот хрупкий мир от бедствий?


Фото из личного архива автора.

На фото надпись о камне и сам камень, уходящий глубоко в землю. Японцы приходят сюда и рассказывают о нем своим детям, которых с детского сада обучают как вести себя при землетрясениях.

Не обходится без юмора и даже абсурда. Удалось сфотографировать веселенького сома Онамадзу, предупреждающего, что в случае землетрясения этой дорогой ехать нельзя, и тут же домики, о которых не хочется даже думать. Именно в таком я и пережила свое первое землетрясение в Токио.


Фото из личного архива автора.

Сом-разрушитель

В 1854-1855 годах в Японии произошло несколько крупных землетрясений, вызвавших цунами и пожары, повлекшие многочисленные разрушения, гибель множества людей и эпидемию. Сгорел и Эдо — нынешний Токио. Тогда было создано множество рисунков и гравюр, «отобразивших» произошедшее.

Художники через бога-сома Онамадзу, которого считали ответственным за все землетрясения, выразили все, что накипело: протест пострадавшего населения, сарказм по поводу действий правительства, чиновников и коммерсантов-строителей, наживающихся на катастрофах и бедствиях людей. Только в конце 19 — начале 20 века вышло несколько сотен гравюр.

Власти были возмущены. Так что довольно быстро художникам было воспрещено рисовать гравюры с Онамадзу. Но достаточно много их сохранилось и бродит по просторам интернета и в наши дни.

Сегодня эта тема по-прежнему очень сильно волнует людей. Землетрясения угрожают постоянно, а прогнозы все страшнее и страшнее: «16 января 2025-го вероятность мощного землетрясения магнитудой 8–9 баллов в Японии выросла до 80%. Правительственная комиссия по сейсмической активности сообщила, что катастрофа произойдет, вероятно, в ближайшие 30 лет. Пострадать в ней могут 323 тысячи человек», «Через 40 лет тектонические сдвиги произойдут с вероятностью в 90%, а через 50 лет — почти со стопроцентной».

Осмысляя катастрофы

В 2021 году вышло полнометражное аниме «Судзумэ, закрывающая двери» Макото Синкай — о современной Японии, по-прежнему страдающей от землетрясений, где жители страны не защищены ничем, кроме сирены оповещений, ревущей в каждом смартфоне. Автор предлагает свое мистическое видение проблемы и ее решение, основанное на мифах.


Кадр из мультфильма, источник

История начинается с того, что старшеклассница Судзумэ, живущая в небольшом городке на острове Кюсю, однажды встречает студента, который ищет загадочную дверь. Вместе они и находят эту дверь, сохранившуюся целой после землетрясения — в горах, посреди руин. Судзумэ, не верившая в богов-ками, из любопытства вытаскивает камень-оберег из земли.

Вскоре похожие двери открываются по всей Японии, впуская в наш мир стихийные бедствия. Чувствуя вину за произошедшее, Судзумэ отправляется в путешествие по японским островам, чтобы попытаться исправить свою ошибку.


Храм Фусими Инари в Киото — богини плодородия и успешного бизнеса и лисы по совместительству. Рисунок Елизаветы Орловой.

Не могу согласиться с тем, что это ее ошибка. Зато то, как нарисовали последствия землетрясений и даже само землетрясение в Токио, подняли во мне все острые токийские переживания. Аниме всколыхнуло воспоминания о красоте японской природы, соседствующей с современными технологиями, которые не могут защитить людей, оставляя им надежду только на чудо.

Если вам любопытно погрузиться в культуру Японии — и древней, и современной, — чтобы увидеть страну в новом свете, рекомендую и книгу, и лекторий. А редакция МИФа напоминает, что обучение стартует в мае 2025. Если хотите учиться с нами и получить самые приятные условия — записывайтесь на этой странице.

Рубрика
Курсы
Похожие статьи