О том, кто такие майя, человечество вдруг вспомнило ближе к 2012 году. Тогда в средствах массовой дезинформации начался шум по поводу так называемого «конца света», который якобы эти самые майя предсказали в «своих мифах» перед тем, как таинственно «исчезнуть». Человечество едва успело забыть страхи на тему миллениума, как на смену той несостоявшейся беде пришло ожидание новых ужасов. Перед грядущим «концом света» трепетали все. Все, кроме самих индейцев майя. Они и ведать не ведали ни о каких древних предсказаниях и календарях. Рассказываем о «конце света» майя по книге «Мифы майя».
Долгий счет
Характерная климатическая особенность всех областей, где живут майя, — это смена сухого сезона (с ноября до мая) и дождей (с мая до ноября). В таких условиях важно точно определить начало посева, а это невозможно без астрономических знаний. В древности существовал чрезвычайно точный календарь, который вел свое начало от 3114 года до н.э., с линейной последовательностью времени. В современной литературе этот календарь именуется «долгим счетом».
Но после Х века те сложные и точные вычисления были забыты, использовался упрощенный календарь, в котором постоянно повторялись 52-летние циклы. Но когда с появлением испанцев и этот календарь ушел в прошлое, стали работать приметы. Именно они и превращаются в частый мотив мифов. Например, когда рассказывают о лысоголовом грифе, который сел на ветку повыше, чтобы сушить крылья, понимать это следует так: когда в первую неделю мая над горизонтом на юге восходит созвездие Южный Крест, начинается сезон дождей. Что означало очень важное время, которое нельзя пропустить, — время сажать кукурузу.
Достаточно сказать, что ждать начала дождей было настоящей ежегодной драмой: если бросить зерно кукурузы на день раньше, то оно сгорит в земле или его выклюют птицы. Если на день опоздать, то зерно опередит трава и сорняки, а само оно сгниет. И то и другое означало голод.
Нострадамус не успел
Итак, миф о «конце света майя». Нет ничего неожиданного в том, что на рубеже тысячелетия человечество в очередной раз забеспокоилось о конце света. Но поскольку Нострадамус по этому поводу ничего убедительного написать не успел, то в качестве едва ли не основного аргумента стал активно использоваться долгосрочный календарный прогноз индейцев майя, украшенный деталями из мексиканских мифов.
В чем же его суть? Как известно, в древней Америке на рубеже нашей эры был разработан весьма точный календарь, сочетавший в себе различные астрономические циклы. Биологический аспект человеческой жизни измерялся Луной — ее циклы всегда соответствовали женским циклам и беременности. Но нашу жизнь надо было вписать в бесконечные космические циклы — и тут на помощь пришли обороты Млечного Пути.
С одной стороны, он был замкнутой в бесконечном пространстве дорогой, по которой проходят души умерших для последующей реинкарнации, а с другой — отмеривал временные периоды. Период оборота Млечного Пути по небесной сфере обозначал солнечный год. Своеобразным циферблатом этих космических часов стал пояс из 13 зодиакальных созвездий. Как и в Старом Свете, по расположению солнца, планет и зодиакальных созвездий можно было определять не только суточное время, но и недельные, месячные и годовые циклы.
Однако древние майя знали и единицы более высокого, космического порядка — тогда одно деление циферблата соответствовало так называемому «бактуну» или примерно 394 годам (144000 дней). Эти единицы отмечались круглыми датами длинного счета, формируя блоки по 13 единиц, равные примерно 5125 годам. Надо заметить, что на всю мезоамериканскую цивилизацию от истоков до заката с лихвой хватило и одного блока.
Календари и мифы
У календаря майя была начальная дата (0.0.0.0.0), приходящаяся на 13 августа 3114 г. до н. э. Этот год взяли неслучайно: он соответствует прецессионному расположению Северного полюса в β (Кохаб) Малой Медведицы в период перехода весеннего равноденствия из зодиакального созвездия Тельца в созвездие Овна. Середина блока (дата 7.0.0.0.0) приходится на 5 июня 354 г. до н.э. и соответствует прецессионному переходу из созвездия Овна (Обезьяны) в созвездие Рыб (Ягуара). Конец блока приходится на 23 декабря 2012 года — то есть соответствует прецессионному переходу из созвездия Рыб в Водолея (Ягуар, в Белку)
Для самих майя эта дата отнюдь не виделась «концом света», поскольку, вернувшись к цифрам, можно заметить, что пять блоков по 13×394 лет составляют 25627 лет. Число достаточно точно соответствует полному прецессионному обороту, принятому в астрономии. Пять временных блоков явно перекликаются с хорошо известными легендами астеков о «Пяти Солнцах», где каждое из «Солнц» знаменуется созданием мира и концом света. Кстати, «астеки» — не опечатка. Почему именно так пишутся привычные «ацтеки», можно узнать из книги.
Астеки, последними из всех перенявшие общую мезоамериканскую научную традицию, уже воспринимали ее именно как некую легенду, не понимая точного астрономического содержания. И потому они воспроизводили ее в виде увлекательного, но маловразумительного мифа. Нет сомнений, что подобный рассказ мог существовать и у майя в собственной версии, следы которой мы видим в знаменитом эпосе майя-киче «Пополь-Вух».
Поскольку именно астекская версия мифа повлияла на всеобщую истерию «майя-2012», остановимся на нем чуть подробнее. О чем он повествует? Когда-то были созданы земля и солнце, то есть пространство и время. Чуть позже, в день 4 Атль (вода), наступило «Первое Солнце» — эпоха воды. В результате катастрофы все исчезло, погрузившись в воду, то есть исчезло пространство. Затем в день 4 Оселотль (кот-оцелот) наступило «Второе Солнце» — эпоха темноты, когда исчезло небо, а солнцу негде было перемещаться, то есть исчезло время. В ту пору жили гиганты, но, по всей видимости, существовали и люди, которые упоминаются как путешественники. В день 4 Киауитль (дождь) наступило «Третье Солнце», или эпоха огненного дождя, когда горели камни и формировались скалы. Жители не упоминаются, но кто-то все же видел происходящее, раз пересказал это «старикам». В день 4 Эхеатль (ветер) наступило «Четвертое Солнце», или эпоха ветра, который все унес, а люди превратились в обезьян и разбежались по лесам. И, наконец, в день 4 Оллин (движение) наступает «Пятое Солнце», или эпоха движения.
На момент повествования мифа она еще не заканчивалась. Однако носители знания, «старики», предсказывали, что наступят землетрясения и голод, отчего все люди и должны погибнуть. И этот конец света должен был произойти в 1402 году, чего, как известно, все же не случилось. Астеки и понятия не имели о разработанной майя (и даже их предшественниками) календарной системе долгого счета. Обитатели центральной Мексики оперировали 52-летними циклами. Сам календарь выглядел как круг с чередующимися недельно-месячными циклами, когда сочетание определенного дня недели, месяца и даты может повториться только через 52 года.
В качестве искаженного воспоминания о майяской календарной системе в нем оставалось именно 13 календарных циклов. И потому астеки решили составлять циклоблоки по 13×52 года. Это произошло неслучайно: свой календарь они приспособили исключительно ко времени существования астеков, охватывая период в 3380 лет, или 65 циклов по 52 года. Впрочем, в разных версиях упоминаются и 2628, и даже 18 018 лет. Однако излишне долгие периоды намеренно игнорировались, поскольку не имели практического значения.
Более того, стремясь к максимальному упрощению календаря, астеки даже сократили пять солнц до четырех. Но любопытно, что в своих мифах они сохранили деление одного из них на два периода — по 7 и по 6 циклов, что с позиций астекского календаря не имеет никакого смысла. Вот в майяской системе это соответствует промежуточной круглой дате 7.0.0.0.0, приходящейся на начало новой эры — 354 г. до н. э. В мифах астеков на ту дату пришлось важное событие: бог Тлалок, при котором люди занимались жалким собирательством, передал правление своей жене, богине плодородия Чальчиутликуэ. Именно при ней потоп окончательно уничтожил Четвертое Солнце, «мост соединил небо и землю», возникло земледелие, и началась полноценная жизнь.
Почему же носители современной европейской культуры вдруг уцепились за индейские мифы? Снова обратимся к истории. Само возникновение христианства связано с ожиданиями в иудаизме Мессии как провозвестника новой эпохи. Она, как и у майя, рассчитывалась астрономически и была связана с переходом к солнечному календарю в момент прецессионного перехода из созвездия Овна в Рыбы. Апокалипсис Исайи содержит эсхатологические пророчества, сделанные в IV в. до н.э., которые, кстати, совпадают с промежуточной датой майя 354 г. до н. э. Пророчества были приурочены к прецессионному проходу относительно β Овна, последней яркой звезды созвездия, расположенной чуть выше зодиакального круга. На эту дату назначался Судный день. До перехода восхода в созвездие Рыб и начала христианской эры, то есть до вероятного первого Богоявления, оставалось около 350 лет.
Пять дней без названия
В отличие от астрономических расчетов, мифологические ожидания на рубеже нашей эры не оправдались. Теологи чуть подправили предположения относительно Судного дня. Причем в Средние века в миф о «конце света» верили даже астрономы. Европейцы продолжили ожидать очередного конца света в каждый миллениум, включая 2000 год. Поскольку и тогда ничего не случилось, то катастрофу перенесли на майяский миллениум — дату 13.0.0.0.0., или 24 декабря 2012 года.
Таким образом, различные по своему происхождению индейские эсхатологические мифы, отражающие древние календарно-астрономические знания майя, стали основой для нового, вполне современного мифа о конце света в 2012 году. Впрочем, в древней Америке «конец света» был не только и не столько вселенским. Рождение и разрушение мира как бы переживались каждый год, привязанные к двум солнцестояниям и двум равноденствиям.
Согласно одной из наиболее древних традиций майя, солнечный год заканчивался и начинался в зимнее солнцестояние. В каждой общине заново разжигался огонь и изготовлялись новые предметы обихода, затем следовали месяцы бурной хозяйственной деятельности, начиная с подготовки полей, посева кукурузы и заканчивая сбором урожая.
Последний из 18 месяцев по 20 дней так и именовался — Шуль, то есть «конец». После него и наступал «конец света» — пять дней без названия. Наступало время духов. Людям не рекомендовалось выходить из дома, запрещалось работать, мыться и причесываться, кроме того, следовало избавиться ото всех старых вещей.
Именно эти пять дней без имени нашли свое отражение в мифах в качестве некого правила, которое невозможно нарушить. По всей видимости, «конец света» у индейцев майя вовсе не подразумевал полного конца, а лишь был предпосылкой для возникновения новой эпохи или жизни. Циклы жизни и смерти мира воспринимаются человеком как некие временные отрезки, формирующие циклы высшего порядка. Однако важно помнить, что базовой единицей всех этих величин является самый древний, биологический суточный цикл человека, в котором пробуждение с восходом солнца переживается как рождение, а засыпание — как смерть. И мифы повествуют именно о нем.