Как выглядят «сгущенный мед», «осенний аромат» и «десять видов парчи»? А что, если все это — названия цветов?
Принесли эстетичную книгу о цвете в Китае. Под обложкой — 100 знаковых оттенков, их значения, отражение в искусстве и быте. Читая о них, вы узнаете о философии и традициях жителей Поднебесной, об их тонком и внимательном взгляде на мир.
Книга очень красивая. К оттенкам подобраны фотографии — архитектура, пейзажи, минералы, цветы, ткани (и не только), а описания дополняют фрагменты из классических текстов. Давайте смотреть.
Цвет больше, чем просто цвет
Традиционные китайские цвета берут начало в явлениях природы и человеческом быту и тесно связаны с историей и культурой народа. Встретив названия «цвет дикой яблони» или «яшма, окрашенная небом», вы можете растеряться. Чтобы не заблудиться в витиеватых фразах, нужно сблизить эти названия с их реальными источниками: видом неба и земли, одежды и еды, жилищ и пейзажей.
Культуролог Го Хао разбирает 100 знаковых для китайской цветовой эстетики оттенков. Исследуя цвет, автор рассказывает читателю о философии, истории и культуре Китая. А фрагменты из классических китайских текстов в сочетании с цветными фотографиями помогают увидеть изысканную красоту Поднебесной.
Чернота улитки, или Лоуцзы дай
В сериалах «Легенда о Чжэнь Хуань» и «Список Ланъя» применительно к косметике упоминается словосочетание «чернота улитки» (лоуцзы дай). Однако речь идет не о средстве в виде улитки или порошке из ее раковины, а о дорогом минеральном пигменте.
Лоуцзы дай, или «чернота улитки», — загадочный карандаш, привезенный из Персии, которым придворные красавицы подводили себе брови. Во внутренних покоях благородные дамы едва ли не дрались, вырывая друг у друга из рук эту чудо-краску, которая считалась предметом роскоши.
Про «черноту улитки» говорится, что она напоминает иссиня-черный цвет бровей. В «Забытых историях [эпохи] Суй» литератор Янь Шигу пишет: «У Цзянсянь хорошо умела рисовать длинные, тонкие, изогнутые брови, подобные усикам тутового шелкопряда, поэтому женщины во дворце соревновались, у кого брови краше, а придворные чиновники каждый день выдавали пять ху краски „чернота улитки“. Ее привозили из Персии, поэтому каждая крупинка стоила десять золотых».
Цветок сосны, или Сунхуа
Название этого цвета восходит к династии Тан (618–907 гг.). Если не знать, о чем речь, можно легко запутаться: оттенки, упоминаемые в интернете, варьируются от желтого с зеленоватым оттенком до светло-зеленого. Однако речь не про сосновые шишки, а про весенние молодые побеги нежно-желтого оттенка.
Когда древние применяли фразу «стряхивать сосновую пыльцу», то глагол «стряхивать» записывали специальным иероглифом, придававшим этому действию что-то сказочное. С сосновой пыльцой готовили вино или легкие закуски; считалось, что стоит попробовать такое угощение, и тело станет легким, как ласточка, а лицо приобретет свежий цвет.
Что еще
В этой книге исследователь Го Хао предлагает познакомиться с необыкновенно поэтичным и художественным восприятием цвета в китайской культуре. Вы узнаете о самых необычных оттенках в контексте их влияния на культуру.
Вот лишь часть того, что ждет под обложкой:
- Как выглядит мягкий синий и официальный зеленый
- Какого цвета был фарфор в доме правителя
- Как называется цвет солнца в зените
- Зачем придворные в эпоху Южной Тан соревновались в сборе росы
- Какие цвета ассоциировались с книжностью и образованностью
- Какой оттенок получают из растертого порошка лазурита
Эстетичное издание понравится всем, кто интересуется китайской культурой, и станет отличным подарком для тех, чья жизнь связана с цветом: в искусстве, дизайне, моде, рекламе и других областях.
«Заря над морем», «желтизна гусенка», «бирюза, окрашенная небом». В древности китайцы умело использовали слова, чтобы описать цвет — и передать красоту, на которой останавливается взгляд. Под обложкой — 100 оттенков, изучение которых само станет эстетичным процессом.
По материалам книги «Эстетика цвета в Китае»
Где заказать
P. S. Подписывайтесь на рассылку по культуре и искусству. Будете первыми узнавать о скидках и получать отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.