Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Курсы
Читаем как профессиональный филолог. Курс «Суперчитатель»
30 ноября

Алексей Зыгмонт
Алексей Зыгмонт

Читать можно по-разному. Можно проглотить книгу за вечер, запомнив лишь сюжет. А можно вслушиваться в каждое слово, обращать внимание на метафоры, будто бы незначительные фразы и туманные отсылки — и шаг за шагом постигать замысел автора.

Открываем запись на курс «Суперчитатель»: будем изучать всем известные, но полные загадок произведения Достоевского и Булгакова (а еще стихи!) как профи — филологи и литературные критики. Освоим метод текстового анализа и научимся видеть неприметное и скрытое.

Если вы пишете сами, ведете блог, интересуетесь культурой, — практикум поможет вам взглянуть на книжный мир рентгеновским зрением — и «хакнуть» код текста. Чтение уже не будет для вас прежним.

Обреченные Ивановичи

Только представьте: типаж и характер героев у Достоевского можно вычислить по имени — уже при первом их появлении. Все имена, фамилии и даже отчества у писателя — символически значимые: известно, что в его библиотеке был церковный календарь, где раскрывался «буквальный смысл» греческих имен.

Например, Лизавета — всегда юродивая: о сестре старухи-процентщицы говорится, что она «робкая и смиренная, чуть не идиотка», но при этом «Бога узрит». Имя Катерина («чистая») — для гордых и возвышенных женщин, а София («мудрость») — для кротких и добрых. А Сонечка еще и живет в доме портного Капернаумова: Капернаум — это город, в котором проповедовал Христос…

Имена — путеводная нить, позволяющая «найтись» в лабиринте произведения и понять замысел автора.

Но есть и более трудные вопросы: например, почему в «Преступлении и наказании» так много Ивановичей и все они обречены на гибель. Этого мы, признаться, и сами не знаем. А наш эксперт — знает. И расскажет вам.

«Петь Лазаря» — но какого и сколько?

Отправляясь на допрос к Порфирию Петровичу, Раскольников твердо думает: «Этому тоже надо Лазаря петь». «Петь Лазаря» значит прибедняться, строить из себя дурачка: здесь имеется в виду бедняк из новозаветной притчи. «Да полно тебе Лазаря петь», — говорит Базаров в «Отцах и детях».

Но Порфирий спрашивает про другого Лазаря — друга Христа, которого тот воскресил: «И-и в воскресение Лазаря веруете?» «Ве-верую», — отвечает убийца. А после, у Сонечки, просит читать ему из Евангелия именно про того Лазаря — и она делает «энергичное ударение» на фразе: «ибо четыре дни, как он во гробе».


В МИФе немало классики с оформлением на любой вкус — от Young Adult до стильных покетбуков. Форма тоже важна 🙂

С гробом в романе часто сравнивается каморка Раскольникова. А четыре дня — это срок, прошедший с момента убийства. В итоге фразеологизм, означающий ложь, превращается для героя в обетование воскресения после его «нравственной смерти».

Что кроется за «догадкой» мастера?

Вы, конечно, помните этот эпизод из «Мастера и Маргариты»: поэт Иван Бездомный попадает в психушку, знакомится с таинственным «мастером» и пересказывает ему историю Воланда про Понтия Пилата. И слышит в ответ: «О, как я все угадал!»

В одной этой фразе заключена вся философия писательства у Булгакова: автор не сочиняет истории, а с помощью высшего озарения «угадывает» истину — то, чего он не видел, но что подлинно было 2000 лет назад. Поэтому мастер говорит, что он — не писатель. Он ничего не придумал и не сочинил. Он — мистик, пророк. Поэтому же его рукопись отправилась в печку — но рукописи не горят.

Кстати, в самом тексте романа (в отличие от пересказов) «мастер» — всегда со строчной буквы. И одна эта деталь — как и «отказ» мастера от фамилии «и вообще от всего в жизни», — тоже указывает на слишком многое.

Что «имел в виду автор»?

Откуда литературные критики и филологи вообще знают, что имел в виду Пушкин или о чем думал Толстой? В том и секрет: они обращают внимание на мельчайшие детали, которые «проглатываются» при обычном чтении. Анализируют звучание имен, отслеживают повторы метафор, достраивают контекст.

Этому мы с вами и будем учиться на курсе: читать как профессионалы, чтобы лучше понимать знакомые тексты, открывать новые грани. И, в конечном счете, — получать от чтения еще больше удовольствия.

А пока — намекнем еще на пару «секретов», о которых пойдет речь на занятиях:

  • Почему Порфирий Петрович смог расколоть Раскольникова
  • Отчего в «Преступлении и наказании» так много снов и почему они снятся только двум персонажам
  • Правда ли, что «в стихах всё быть должно некстати, не так, как у людей…»
  • Почему «Мастер и Маргарита» заканчивается, когда «Фауст» начинается
  • Когда отсутствие эпитетов эффектнее их наличия и как расшифровывать метафоры
  • Наконец, что из всего этого имел в виду автор на самом деле

«Понять жизнь — это выучить ее темный язык», — писал знаток семиотики Юрий Михайлович Лотман. Именно этот язык мы и будем учить на курсе: избавляться от иллюзии простоты текста и «заколдовывать» его заново — чтобы превратить чтение в увлекательное приключение.

Рубрика
Курсы
Похожие статьи