Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Интеллектуальные драки и ловушка контента: как принимать решения
26 сентября 246 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Принятие решений интересно тем, что варианты действий взаимоисключающие, а результаты неопределенные. Если варианты не взаимоисключающие, вы просто делаете и то и другое — решение не требуется. А если результат вполне определен, вы просто делаете то, что очевидно лучше. И снова решение не требуется. Хотя эти наблюдения могут показаться тривиальными, они устанавливают различие между процессом принятия решения и его результатом.

Читайте о нюансах принятия решений — материал из книги «MBA за 12 недель».

Оформить предзаказ

Бросим кости?

Предположим, вам предложили такую игру в кости.

— Вы предсказываете, какой из двух взаимоисключающих исходов выпадет при бросании двух шестигранных костей:

• Прогноз № 1: сумма выпавших значений на двух костях будет между 2 и 8.

• Прогноз № 2: сумма выпавших значений на двух костях будет между 9 и 12.

— Бросьте кости и сложите результаты (общее число может варьироваться от 2 до 12). — Если выбранное вами предсказание сбудется, вам заплатят 1 доллар. В противном случае вы заплатите 1 доллар.

При игре на обычных костях лучше выбрать прогноз № 1 — сумма от 2 до 8 выпадает чаще. Теперь предположим, что вы выбрали прогноз № 1, но выпала комбинация 10. Вы проиграли и должны 1 доллар. Это не назовешь предпочтительным исходом. Но разве ваш выбор был неправильным? Изменили бы вы его, если бы играли снова? В свете имеющейся информации — наверняка нет.

Игральные кости.

Однако можно добавить еще один шаг в процесс принятия решения и сначала попросить внимательно рассмотреть кости. И если почему-то окажется, что на всех шести гранях одной костяшки нанесена шестерка, ваш выбор стал бы иным. Если вы вините себя за поражение в первой игре, то не из-за своего выбора. Дело в предположениях, исходя из которых вы строили игру. И наоборот: если кости окажутся честными, в этой игре не будет интересного решения. Тогда важно не то, какую ставку вы сделаете, а то, как убедить играть с вами в эту игру как можно чаще.

Давайте усложним задачу еще на один шаг: предположим, мы согласились показать вам игральные кости перед броском, но взяли с вас 0,05 доллара за каждую показанную грань. Сколько показов вы бы оплатили, прежде чем сделать окончательный выбор?

История об осле

Моделирование решений в терминах результатов и вероятностей — чрезвычайно важный аспект принятия решений. Но сбор данных для такого моделирования — это расходование времени, сил и денег, которое необходимо учитывать при принятии решения.

Есть старая история об осле, который умирает от голода, стоя между двумя одинаково привлекательными охапками сена. Животное застряло в петле принятия решений, потому что не нашло рациональной причины предпочесть один стог сена другому. Это тот самый абсурдный крайний случай, который любят философы, но он иллюстрирует важный момент. В реальном мире у ослов, как и у людей, есть внутренние механизмы принятия решений, которые функционируют лишь до момента, пока затраты на их функционирование не превысят преимущества любой доступной альтернативы.

Когда вы принимаете решение, необходимо воспроизвести этот механизм остановки.

Правильное принятие решений — это процесс, который выявляет ложные предположения, чаще всего дает хорошие результаты и затраты на него не превышают выгоды от любого из предложенных вариантов.

Предрасположенность к действию

Столкнувшись с проблемой, мы любим погружаться в ее решение с головой. Нам нравится вникать в суть, находить решение и приступать к его реализации. Психологи говорят о предрасположенности к действию. Мы просто не можем сидеть на месте, когда есть проблема, которую нужно решить, даже если ничего не делать — вполне вероятное и, возможно, лучшее решение.

Независимо от того, является ли предрасположенность к действию сильной стороной или уязвимостью (в действительности и то и другое), давайте примем как данность, что мы индивидуально предрасположены к действию. Более того, человек, который стремится стать руководителем, или уже получил повышение по службе, или решил открыть свой бизнес, вероятно, более склонен к действиям, чем среднестатистический обыватель. И все мы по опыту знаем, что, хотя предрасположенность к действию иногда доводит до неприятностей, своими достижениями мы обязаны тому, что сумели воспользоваться удобным моментом, а не просто проводили его взглядом.

Проблема с предубеждением против индивидуальных действий заключается в том, что оно может парализовать коллективные действия.

Проще говоря, пять человек, работающих вместе, должны договориться о том, кто когда говорит и как объединить противоречивые мнения в едином курсе действий. Без этого предварительного соглашения (устава команды) групповая дискуссия будет не более чем интеллектуальной дракой. Чтобы сделать шаг назад и создать правила ведения дискуссии, мы должны преодолеть собственное предубеждение в отношении того, как относиться к рассматриваемому вопросу. Преодолеть эту предвзятость непросто. Содержание нашего решения обладает поистине соблазнительной притягательностью.

Эксперт по лидерству Ник Оболенски называет это ловушкой содержания. Суть принимаемого решения привлекает нас, как мотыльков пламя. Мы сосредоточиваемся на том, что будем решать, не задумываясь над тем, как это сделать. В конце концов, поделиться хорошими идеями и соображениями, привести убедительные аргументы — вот что приносит нам уважение. Говорить о процессах не так интересно. По крайней мере вначале они могут быть откровенно скучными.

Поразмышляйте о ловушке содержания

Вспомните собственный опыт взаимосвязей в любом коллективе, включая личные отношения.

Какие конфликты вы пытаетесь и не можете разрешить? Сколько времени потратили на споры о сути ваших разногласий? А сколько времени потрачено на разработку процесса, в ходе которого вы спорите и приходите к выводу?

Первый шаг к выходу из ловушки контента — признать ее.

Оформить предзаказ

Похожие статьи