Мы помним известных людей и яркие таланты — но часто упускаем из виду собственный нераскрытый потенциал. Мы можем не все, но способны многому научиться. Идеал недостижим — но каждый может стать чуть лучше, чем вчера.
Собрали несколько советов из книги «Скрытый потенциал» Адама Гранта — ученого, чьи книги читают на более чем 40 языках. Предупреждаем сразу: без парадоксов не обошлось.
Совершайте как можно больше ошибок
Вы поставили перед собой цель, но не готовы ее достичь. Или готовы не полностью. Более того, никогда не будете готовы. Повод ли это вообще ничего не делать, навсегда замолчать и засесть в редут из подушек? Неудобство — естественная часть обучения.
Поэтому, может быть, нам следовало бы искать неудобств: продираться сквозь тернии своей писанины, объяснять что-нибудь сложное на другом языке, трястись на публичных выступлениях. А там, глядишь, — и тексты ровнее, и общение легче, и ноги послушнее. Такой уж принцип: чем больше ошибок мы уже совершили, тем меньше совершим.
Начинайте, когда еще не готовы: «того самого» момента можно ждать вечно. Иллюстрация из книги.
Это практическая мудрость, но она основана на испытанных психологических техниках. Их две: «систематическая десенсибилизация» — когда мы принимаем страхи по капле, например высовываем голову из окна при агорафобии, и «наводнение» — когда папа с хохотом сталкивает нас в пруд, чтобы мы научились плавать.
Представьте себя в роли губки
Только не для мытья посуды. Речь идет о морской губке — это древние существа, которые хотя и похожи на мочалку, но активно притягивают пищу, фильтруют ненужное и адаптируются к трудным условиям. Да еще и живут по две тысячи лет. Истинный образец для подражания.
Быть человеком-губкой — не метафора, а реальный навык проактивного обучения: это умение принимать во внимание, оценивать, усваивать и применять новую информацию. Конечно, это непросто: приходится отказываться от любимой привычки запираться от неприятных задач в клозете, прислушиваться к разумной критике. А еще не ждать, «когда же меня научат». Иногда — какой ужас! — приходится браться даже за ту задачу, которая не получается «на отлично» в первую же секунду. Но результат того стоит.
Важный момент: губка не существует сама по себе, в вакууме — в этом ее отличие от коня. Ее окружает богатый подводный мир, из воды можно формировать потоки, чтобы те приносили еду, есть другие живые существа, которые помогут ей в усвоении нового. Отсюда вопрос: что впитывать, а что фильтровать? Сейчас расскажем.
Просите совета вместо оценки
Вы наверняка помните зарисовку Хармса «Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного». Это бессмертная классика фидбека — жертвы которого, правда, сразу же «падают замертво».
Выходит, не все фидбеки одинаково полезны. Люди, которым есть что сказать, из деликатности часто воздерживаются. С другой стороны, даже позитивная оценка относится только к прошлому опыту и не касается того, что мы могли бы изменить в будущем.
Фильтруйте советы и критику по «источнику». Иллюстрация из книги.
Конечно, советы тоже приходится фильтровать. Попробуйте оценить «источник» на соответствие трем критериям: неравнодушие, компетентность, личное знакомство. Несведущий друг иногда ошибается, а равнодушный эксперт поглядывает на часы в нетерпении, когда вы отстанете. Нашли человека, который подходит по всем трем пунктам? Пристегнитесь к нему наручниками — или хотя бы прислушайтесь.
Не стремитесь к совершенству
Запомните: ваша цель — идеал. Абсолютный. Сияющий. Если вы делаете что-то неидеально — с вами что-то не так. Продолжайте самобичеваться и взвойте.
Ладно, это был вредный совет. На самом деле «что-то не так» — с перфекционизмом: упорствуя в стремлении к недостижимому идеалу, мы отчаиваемся и опускаем руки. Перфекционисты боятся ошибок на практике, зато ошибаются в самом подходе: зацикливаются на маловажных деталях, избегают новых и трудных дел, не извлекают уроков из неудач. Вместо того чтобы развиваться, мы движемся по спирали: пробуем что-нибудь новое — совершаем ошибку — решаем, что «больше этого делать не будем» — сужаем зону комфорта. В блужданиях по этому лабиринту мы заходим в тупик, где одновременно уперлись рогом, как минотавр, и в роли Тесея лупим себя мечом.
Поэтому вместе «безупречного» лучше стремиться к «безупречно приемлемому». Наш результат — не идеальный, но осязаемый и вдохновляющий, идем дальше. Суть раскрытия потенциала — не в погоне за совершенством, а в терпимости к недостаткам. А там — как знать! — может быть, мы даже зауважаем несовершенство, оценим его красоту.
Больше страсти! (но гармоничной)
Отец Моцарта был скрипачом и так принуждал сына к занятиям, что один из биографов называл его жизнь «безоговорочным рабством». Подростком Моцарт страдал от усталости и боли в пальцах. Но более чем вероятно — хотя и грустно, — что успех пришел к нему не благодаря этим мучениям, а вопреки.
Замените слова «я должен» на «я хочу» и увидите: сразу же станет легче. Иллюстрация из книги.
Трудоголики, которые стоят у себя над душой с понукающей дубиной, добиваются не таких высоких результатов. Поэтому едва ли стоит перегружать себя до такой степени, что темнеет в глазах, а процесс обучения становится невыносим. Более эффективная стратегия — гармоничная страсть: труд в сочетании с удовольствием, который не угнетает жизнь, а обогащает.
Как эту страсть воспитать? Один из вариантов — заняться целенаправленной игрой. Это не значит позвать клоунов и пускать шутихи. Если вы музыкант — ненадолго смените инструмент. Присваивайте себе баллы. Устраивайте челленджи. А иногда можно и попросту отдохнуть, тоже полезно: Бетховен, Чайковский и Малер не дадут соврать.
По материалам книги «Скрытый потенциал».
Где купить: МИФ • OZON • Читай-город • WB
Обложка отсюда.