Как связаны Кощей Бессмертный и Волан-де-морт? Что воплощает Сивка-Бурка? И почему приключения Ивана-царевича — это инициация в мире мертвых? Выбрали семь фактов из новинки «Русские народные сказки с мужскими архетипами».
Продолжаем отмечать 19-летие МИФа! Приходите в Легендариум за волшебными книгами-помощниками и отправляйтесь в собственное путешествие.
Русские народные сказки с мужскими архетипами
Жених-птица
Сказки о женихе-птице известны по всему миру. Этот сюжет связывают с рыцарской поэзией Средневековья. Так, поэтесса Мария Французская (XII век) написала новеллу «Йонек», где прекрасную деву выдают замуж за старика, но по ночам ее посещает прекрасный рыцарь в образе ястреба. В русской традиции широко известна сказка о Финисте — Ясном соколе. В восточнославянском фольклоре сокола традиционно наделяют мужской семантикой. Это особенно ярко проявляется в свадебных обрядах: в песнях соколом называют самого жениха, а стаей птиц — его друзей и родню. Интересно, что «Финист» — это искажение греческого слова «Феникс».
Финист — Ясный сокол и его суженая
Кощей Бессмертный
Кощей (или Кащей) Бессмертный — один из хозяев иного мира, похититель женщин и владелец несметных сокровищ. Считается, что его имя произошло от слова «кастатить» — вредить или пакостить. Некоторые исследователи связывают имя Кощея со словом «кость» — и действительно, чаще всего его представляют как худого и костлявого человека.
Например, в египетской сказке «О двух братьях» сердце героя Бата спрятано в цветке акации, а в романах о Гарри Поттере части души Волан-де-Морта находятся в крестражах. Любопытный факт: в ряде сказок особенность внешности Кощея — большие веки, которые его прислужники вынуждены поднимать вилами.
Кащей Бессмертный
Волкодлак
Способностью к оборотничеству наделены многие мифологические персонажи: превращаться в пень может леший, в кошку обращается ведьма. Человек мог стать зверем или птицей, перекувыркнувшись через нож или веревку. Считалось, что отличить оборотня можно по необычному поведению или особым деталям облика: например, ярким глазам или отсутствию хвоста.
Особенно сильна была на Руси вера в волкодлаков — людей, оборачивающихся волками. И это не случайно: в народной традиции волк не просто мифическое животное, но и проводник в мир смерти. Так что в сказке об Иване-царевиче и сером волке помощник героя необычен не только потому, что обладает даром речи.
Волкодлак в момент обращения
Вампир
В русской традиции мертвеца, причиняющего зло живым людям, чаще всего называли еретиком. К еретикам, как правило, относили умерших колдунов, которые встают из могилы. Посмертные их «хождения» объясняли тем, что этих злодеев не принимает земля, или тем, что они не смогли избавиться от своих помощников-бесов и не передали свое знание другим. Облик вампира остается таким, каким был при жизни, но у него появляются острые (иногда железные) зубы и способность очень быстро бегать. При этом еретик стремится занять место живого: он может принимать облик умершего или отсутствующего человека.
Девушка спасается от упыря
Хозяин леса
В восточнославянской мифологии леший — хозяин леса. Он может быть выше самого высокого дерева в лесу, или, наоборот, необычайно маленьким, вровень с травой. В человеческом облике леший бывает остроголовым, без ушей, с зелеными или горящими как уголь глазами. Иногда у него нет бровей и ресниц, а в некоторых регионах считается, что у лешего синяя кровь. Может оборачиваться пнем или кочкой, деревом или мхом, птицей или зверем.
Леший
Чудесный конь
Сказочный помощник Сивка-Бурка — конь иного мира, дар умершего предка. У него трехцветная шерсть: тело окрашено в белый (сивый), темно-коричневый с красноватым отливом (бурый) или рыжий (каурый) и черный (вороной) цвета. Белый цвет — это знак иномирной природы коня, цвет неузнанности и невидимости. Коричневый или рыжий цвет указывает на связь с огнем, солнцем и золотом. Добавление черного цвета — довольно позднее явление. Эту масть связывают со смертью и трауром. Таким образом, в образе Сивки-Бурки слились несколько мифологических представлений о чудесном коне.
Герой на волшебном коне
Иван-царевич
В русских волшебных сказках младший сын оказывается самым удачливым из братьев, находит чудесные предметы или похищенную девушку. В древности именно он считался хранителем очага и наследником традиций. С развитием патриархата эту роль берет на себя старший брат, но в сказках симпатии все равно остаются на стороне младшего.
Волк — один из древнейших мифологических посредников между мирами, в поверьях он связан с хтоническими силами и миром смерти. Поэтому приключения Ивана-царевича — буквально инициация в мире мертвых. Конь же, хоть и связывает миры между собой, все же не обладает такой силой.
Иван-царевич и серый волк
В книге — еще больше описаний героев с пояснениями фольклористов Варвары Добровольской и Ольги Юрченко. Конечно, вместе со сказками, собранными А.Н. Афанасьевым, где центральное место занимают архетипические мужские персонажи. И с самобытными и яркими иллюстрациями от Marik.
По материалам книги «Русские народные сказки с мужскими архетипами»
Где еще купить: OZON • Читай-город • WB
Обложка статьи и иллюстрации: Marik