Философский камень — конечная цель алхимического процесса — богатый и сложный символ. Казалось бы, какую ценность для современной эмпирической психологии имеют фантазии алхимиков? На это можно ответить так: фантазии алхимиков символически отражают глубокие уровни бессознательного и предоставляют ценные аналогии. Психологическая наивность и некритичность алхимиков позволили символическим образам проявляться без искажений. Эти аналогии помогают нам сегодня понимать образы, которые возникают у разных людей в процессе глубинного анализа. Делимся фрагментами о философском камне из книги «Эго и Архетип».
Что умеет философский камень
Цель процесса индивидуации состоит в осознанном установлении отношений с Самостью. Цель алхимического процесса чаще всего символизирует философский камень. Таким образом, философский камень служит символом Самости. Довольно подробное описание философского камня есть во введении к антологии трактатов по алхимии, изданных в 1652 году в Лондоне. Вот некоторые тезисы.
1. Минеральная разновидность философского камня способна доводить с помощью трансмутации любое несовершенное, земное вещество до высшей степени совершенства, то есть превращать низменные металлы в совершенное золото и серебро, трансформировать обычные кремни в различные драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды и бриллианты). Но это составляет лишь малую толику тех благ, которые можно приобрести с помощью философского камня, когда известны все его достоинства.
2. Далее идут растительный, волшебный и ангельский камни, которые не содержат частиц минерального камня, ибо они изумительно искусны, и каждый из них отличается от других по своей природе и по своему действию.
3. С помощью растительного камня можно в совершенстве постигать природу человека, животных, птиц, рыб, различных деревьев, растений, цветов и знать, как их производить и побуждать к росту, цветению и плодоношению, как улучшать их цвет и запах когда угодно и где угодно в любое время года, и даже в разгар зимы.
4. Кроме того, его мужскую часть, восходящую к солнечному достоинству и способную своим чрезмерным жаром сжигать и уничтожать любое существо и растение, смягчает своим крайним холодом (если применить ее немедленно) женская, лунная часть, способная, благодаря своему лунному свойству, привести в оцепенение и заморозить любое животное, если солнце тотчас не окажет ему помощь; ибо, хотя они и созданы из одной природной субстанции, в действии они проявляют противоположные качества; и все же между ними происходит естественное взаимодействие, и то, что не способна сделать одна часть, способна сделать, и делает, другая часть.
5. С помощью волшебного камня можно обнаружить местонахождение любого человека в любой части мира, как бы хорошо он ни схоронился в палатах, чуланах или пещерах, ибо и там он позволяет все тщательно исследовать. Одним словом, он представляет вашему взору весь мир, в котором вы можете увидеть или услышать все, что пожелаете. Более того, он позволяет человеку понимать язык живых существ, чириканье и щебетание птиц, мычание животных.
6. Ангельский камень неуловим, его невозможно ни увидеть, ни почувствовать, ни взвесить. Его можно попробовать только на вкус. Человеческий голос (который имеет некоторое сходство с его тонкими свойствами) не идет ни в какое сравнение с ним. Сам воздух больше доступен для зрения, чем он, и тем не менее (о, чудо!) камень способен вечно пребывать в огне без ущерба. Он обладает божественной, неземной, незримой силой и, что еще важнее, наделяет владельца божественными способностями.
Четверка в алхимии и психологии
Описание философского камня, несомненно, представляет компиляцию свойств камня, описанных в многочисленных алхимических трактатах. Автор описал философский камень так, словно речь идет о четырех различных камнях, которые он, соответственно, называет минеральным, растительным, волшебным и ангельским.
В алхимии число четыре играет очень важную роль. Четверка считалась основным упорядочивающим принципом материи. В начале мира, еще до творения, не существовало ничего, кроме первичной материи, которая не имела формы, структуры и конкретного содержания. Все существовало в потенциале и ничего в реальности. В акте творения четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода — выделились из первичной материи.
Для получения философского камня необходимо вновь объединить четыре элемента в единстве квинтэссенции. Таким образом, первоначальное состояние целостности и единства первичной материи восстанавливается на новом уровне в философском камне.
Эти идеи имеют немало сходства с процессом психологического развития, где, в частности, число четыре символизирует целостность. В психологических представлениях число четыре обычно соотносится с четырьмя психическими функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией. Но такое понимание четверки не способно охватить весь спектр значений. Например, четыре элемента невозможно отождествить с четырьмя функциями. Скорее, структурирующая модель четверицы может возникать в самых разных контекстах, привнося в опыт порядок и дифференциацию. Но во всех случаях «четыре» указывает на исполнение или завершение.
Красота в глазах смотрящего
Такие неблагородные металлы, как свинец, считались неразвитыми, ранними формами. Они очень медленно созревали и превращались в благородные металлы — золото и серебро. Алхимики считали, что с помощью методов своего искусства они могут ускорить процесс естественного развития.
Золото и серебро считались благородными металлами, потому что они неуязвимы, не подвержены ржавчине и коррозии. Таким образом, они являются носителями таких качеств, как неизменное постоянство и вечность. Точно так же и переживание Самости в процессе индивидуации наделяет эго качествами надежной стабильности, которые делают его менее подверженным регрессивному распаду. Эти качества эго формируются на основе роста осознания и укрепления связи со сверхличным, или «вечным», измерением психики, которое является важным аспектом переживания Самости.
Драгоценные камни представляют собой ценности — предметы, которые обладают красотой и имеют высокую стоимость. Кремниевые осколки — это неинтересный, тусклый, но довольно твердый материал. Они представляют собой обыденные, «бытовые» стороны жизни. С психологической точки зрения способность философского камня превращать одно в другое относится к способности интегрированной личности разглядеть смысл и ценность в самом обычном и даже неприятном событии. Точно так же и в низших, «неблагородных» аспектах нашей личности можно разглядеть ценность.
Две сущности
Философский камень объединяет две противоположные сущности — горячую мужскую солнечную часть и холодную женскую лунную часть. Эта точка зрения соответствует мысли, на которой в свое время подробно остановился Юнг, а именно: Самость переживается и символизируется как союз противоположностей. Философский камень нередко характеризуют как союз Солнца и Луны (coniunctio). Этот парадокс нашел отражение во многих алхимических изображениях.
Солнечно-лунный гермафродит. Иллюстрация из книги.
В тексте также описаны отрицательные и опасные свойства, которые демонстрирует каждая из этих частей, когда действует самостоятельно. Предоставленная сама себе, солнечная часть оказывает разрушительное воздействие из-за чрезмерного нагрева и интенсивности.
С психологической точки зрения односторонняя солнечная составляющая философского камня в его разрушительном аспекте встречается как внутри, так и во внешней проекции. Внешне она может переживаться как ожог в результате воздействия огненного аффекта другого человека. Внутренне это может происходить, когда человек отождествляется с пламенным гневом, возникающим из бессознательного, или оказывается проглоченным им.
В умеренных или смягченных дозах солнечное либидо способствует творчеству, жизни и плодотворной деятельности, тогда как односторонняя избыточность солнечного либидо оказывает пагубное воздействие на психическую жизнь. В тексте сказано, что встреча с лунной частью философского камня также приводит к разрушительным последствиям, так как ее исключительный холод «вызывает оцепенение и замораживает». Классический пример отрицательного женского принципа, вызывающего оцепенение и паралич воли, содержится в мифе о горгоне Медузе. Каждый, кто осмелится бросить взгляд на нее, превращается в камень. Эго мужчины наименее защищено от таких воздействий.
Эта и много других книг с приятными скидками в честь 19-летия МИФа: здесь.
Где еще можно купить книгу «Эго и Архетип»: Ozon / WB / Читай-город