Дальневосточная мифология относится к числу наиболее архаичных. Ее начали изучать в XVIII веке, когда сказания малых народов еще бытовали как непреложные истины. До сих пор от тундры до лесов можно услышать звуки бубна и увидеть ритуальные пляски. В своей книге историк Татьяна Муравьева складывает в единую картину разнообразные сказания народов Дальнего Востока, например о священных животных, злых духах и небесных явлениях. Вот несколько историй из книги.
Отец-тигр
Нанайцы почтительно называли тигра «старик» или «отец». Зверь почитался в качестве предка и родича людей. В одном из нанайских родовых преданий рассказывается, как в давние времена девушка стала женой тигра, ушла с ним в тайгу, родила двух тигрят. Брат долго ее искал, но не мог найти, пока она сама не явилась ему во сне и не рассказала, где находится ее теперешнее жилище. Юноша отправился в указанное место, увидел дом «как человеческий, окно и дверь есть, и дым из трубы идет», сестру в образе тигрицы и ее детей-тигрят — мальчика и девочку. Сестра отдала тигрят брату и велела вырастить их среди людей. От этих тигрят пошел один из древних нанайских родов — Актенка (Ахтанка), что означает «рожденные от тигра».
Амурские тигры в снегу.
Нанайцы никогда не охотились на этих животных. Запрещалось также стрелять в преследуемого тигром зверя. Если же то, что добычу преследовал тигр, выяснялось, только когда животное уже было убито, охотник должен был оставить добычу на месте и сказать, обращаясь к тигру: «Старик! Зверь твой, не я убил его, а ты».
В быличках часто рассказывается о случаях, когда тигр помогал человеку, а человек помогал тигру:
Один нанаец отправился надолго в тайгу на охоту, взяв с собой жену и детей. На лодке они поднялись по реке далеко от своего селения, сошли на берег, устроили стоянку. Но ночью разыгралась буря и лодку, в которой находились запасы провизии и оружие, унесло течением. Охотника и его семью ожидала смерть от голода, и они решили попросить помощи у тигра. Встали на колени посреди поляны и громко крикнули: «Отец! Помоги нам, а то мы умрем от голода». И тут же из тайги вышел тигр с косулей в зубах. Он положил косулю к ногам людей и направился обратно в тайгу. Однако люди, помня о запрете, не решались к ней прикоснуться. Тогда тигр обернулся и сказал человеческим голосом: «Ешьте, не бойтесь».
В конце концов охотник и его семейство смогли вернуться домой. Но все-таки чувствовали за собой вину и хотели принести хозяину тигров искупительную жертву. Тот явился во сне старейшине из рода Актенка и сказал, что не сердится на охотника.
Души в небесной яранге
Согласно представлениям коряков души всех людей находятся в распоряжении Небесного хозяина. Они висят в его яранге на ремешках, и чем длиннее ремень, тем более долгую жизнь предстоит прожить человеку. Когда на земле рождается ребенок, владыка посылает ему душу, а когда человек умирает, душа возвращается в небесную ярангу, и через какое-то время ее снова посылают на землю, причем душа должна вселиться только в новорожденного, который принадлежит к тому же роду, что и умерший. Иными словами, коряки верили, что в каждом человеке возрождается душа кого-то из предков, и поэтому с большим уважением относились к детям, считая, что те обладают мудростью предшествующих поколений.
Для того чтобы узнать, чья именно душа возродилась в младенце, проводили специальный обряд: на палку подвешивали небольшой камень и отец новорожденного произносил имена умерших родственников. Имя, при произнесении которого камень качался, давалось ребенку. После этого отец брал малыша на руки и провозглашал: «Родич пришел!»
Лагерь коряков-оленеводов. 1856 г.
Коряки верили, что душа имеет физическое воплощение: ее представляли в виде огня или в виде маленького человечка, а иногда в виде птички, которая помещается в верхней части груди.
Кроме основной души, у каждого человека имеется еще и вторая, дополнительная, которую условно называют «тень». После смерти основная душа отправляется в верхний мир к Небесному хозяину, а тень через погребальный костер попадает в подземное жилище, где обитают тени предков.
Сказка о северном сиянии
Многие мифологические сюжеты в эскимосском фольклоре связаны с северным сиянием. Эскимосы считали, что сполохи возникают оттого, что небесные юноши играют в мяч. Кроме того, бытовало поверье, что к северному сиянию уходят люди, умершие не своей смертью.
Ниже — мифологическая сказка, которая объясняет, почему северное сияние переливается разными цветами:
В изначальные времена Северное сияние было бесцветным, белосерым, но зато обладало звучным, красивым голосом и умело петь. А птицы были безголосыми, но имели яркое оперение. Однажды пришли птицы к мудрому старцу-пауку Апайипайыку и сказали: «Северное сияние поет только по ночам, когда все спят, и его никто не слышит. Отдай нам его голос — и мы будем петь днем».
Говорит Апайипайык: «Если я отберу голос у Северного сияния и отдам его вам, это будет несправедливо. Ведь у вас есть красивые, яркие перья, а оно бесцветное». Посоветовались птицы между собой и сказали: «Мы готовы поменяться!» Подумал Апайипайык и разрешил совершить обмен.
С той поры все птицы, живущие в тундре, стали белыми или серыми, но зато голосистыми, а безмолвное Северное сияние переливается яркими красками.
Из каких миров состоит Вселенная и какие духи их населяют? Кто сотворил землю? Что нужно знать о законах тайги? В книге «Мифы Дальнего Востока» вас ждет еще множество интересных сказок и преданий народов крупнейшего региона России.
Заказать книгу: МИФ / Ozon / Читай-город
Обложка статьи: Freepik