«Нечистая, неведомая и крестная сила» — увлекательное исследование этнографа Сергея Васильевича Максимова. Оно знакомит с миром народных суеверий и мифологическими персонажами: домовым и лешим, оборотнями и русалками, ведьмами и знахарями.
В 1903 году издатель В. Н. Тенишев писал о книге: «В живых образах рисует автор и мужика, и бабу, как тенетами опутанных верой в нечистую силу; с метким юмором характеризует простоватого русского черта и его незатейливые проказы и в то же время с удивительной глубиной оттеняет борьбу между миром язычества и христианства».
А что сегодня думают о книге люди, причастные к ее созданию? Спросили у художников обложки и внутренних иллюстраций.
Нечистая, неведомая и крестная сила
Anne Svart, автор внутренних иллюстраций
Я познакомилась с «Нечистой, неведомой и крестной силой» задолго до начала работы над иллюстрациями. Полюбила эту книгу за живые и колоритные описания народных поверий и обычаев. Они помогают углубиться в мифологию и фольклор и не требуют от читателя специального образования. Так что, когда мне предложили поработать над иллюстрациями для нового издания, я была невероятно рада и без раздумий согласилась.
Другой причиной любви к этой книге стало то, что меня угораздило родиться в той самой Орловской губернии, которую Максимов и его корреспонденты так часто упоминают в тексте. Эти упоминания прекрасно складываются с рассказами моей бабушки — о колдунах, которые слетались на шабаш к одинокому дубу со всех окрестных деревень, о русалках в речке Каменке, которые манили мужиков по дороге из колхозного клуба, и о том, как деревенская молодежь развлекалась, «карауля солнышко» на Петров день. Если без подробностей, то молодежи было весело, а старшим наутро — не очень.
Иллюстрации Anne Svart в книге
С уверенностью очевидца и участника могу сказать, что эхо описанных Максимовым традиций до сих пор бродит и среди панельных домов Орловщины. Подростки все еще шумно ждут рассвета на Петров день, а на Рождество до сих пор можно застать на пороге разодетых под цыган детей, распевающих колядки.
Таня Дюрер, автор обложки
Разрабатывая обложку к «Нечистой, неведомой и крестной силе», я взяла за основу сюжет из старорусских преданий про жатву ведьмы. Женщина, обладающая потусторонними силами, портит урожай на полях простого люда и наводит мор на все сущее.
Варианты обложек книги «Нечистая, неведомая и крестная сила»
Ведьма — могущественный образ, описываемый во многих преданиях и сказах на Руси в разное время. Хотя ведьмами всегда звали непривлекательных с виду женщин, насылающих беду на людей, мне нравится другой образ, более романтизированный. Свободная, властная дева, с длинными волосами и большими черными глазами, способная подчинить себе природные силы, обернуться любым диким зверем и управлять временем. Ночь подчиняется ей, она хозяйка леса и всех его окрестностей.
Варианты обложек книги «Нечистая, неведомая и крестная сила»
Волк, сопровождающий ведьму, — символ перехода в иной мир, потусторонний. В этом мире живет вся нечистая сила, происходит колдовство и творятся чудеса. Этот мир был виден каждому, кто жил давным-давно, творил языческие обряды, поклонялся старорусскому пантеону и старался быть на стороне света. Но и по сей день есть люди, которые видят его, а длинноволосые ведьмы уравнивают баланс всего сущего. Они все еще среди нас.
Почему книга стала классикой
Исследование Сергея Максимова сочетает научный подход и доступность изложения. Автор живо и красочно описывает удивительные и таинственные явления крестьянской жизни: обычаи, празднества и ритуалы, где реальность переплетается с мистикой и загадкой, а христианство — с язычеством. Каждый рассказ, легенда и анализ пропитаны атмосферой народной культуры, что делает книгу не только ценным источником знаний, но и настоящим шедевром этнографического искусства.
Заказать книгу: МИФ / OZON / WB / Читай-город