Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
Копия Тадж-Махала, иранская живопись и ваза Фортуни. Где в России посмотреть исламское искусство
11 мая 1 474 просмотра

Ольга Паньшина
Ольга Паньшина

Шедевры каллиграфии, знаменитые ковры, предметы роскоши и поразительные памятники архитектуры — все это исламское искусство. Подробно о нем рассказывает искусствовед Ася Гимборг в новой книге серии «Главное в истории…». На страницах — поразительные факты и красочные фотографии ключевых достижений самобытной культуры Востока. Принесли показать те из них, которые вы можете увидеть собственными глазами. Не выезжая за пределы страны.



Главное в истории исламского искусства

Белая Мечеть: Болгар, Татарстан

Тадж-Махал вдохновляет тысячи зодчих по всему миру создавать похожие произведения. Один из таких примеров архитектуры находится в Болгаре — бывшей столице Волжской Булгарии, которая приняла ислам как государственную религию в 922 году.

Белая мечеть входит в архитектурный ансамбль, состоящий из резиденции духовенства и медресе. На ее строительство ушло около 2000 тонн белого итальянского мрамора. Мечеть украшают три купола и два минарета, возведенные по подобию минаретов мединской мечети пророка. Основной купол обрамлен 16 витражными окнами. Сооружение привлекает к себе внимание гармоничным сочетанием исламских орнаментов и современного стиля, а также своей монументальностью, которую ей придает аркада из 88 мраморных колонн, установленных по всему периметру. Днем мечеть отражается в зеркальной глади искусственного бассейна, построенного перед комплексом, а в темное время суток озаряет светом все вокруг в радиусе нескольких сотен метров.

Гранитная площадь перед мечетью напоминает традиционный исламский символ чахар-баг — образец рая на земле.

Четыре реки делят сад на четыре части, символизирующие четыре стороны света. Местом для поклонения и молитв служит мусалла площадью 1500 м², раскинутая между зданиями. У каждого входа в мечеть стоят колонны, увенчанные полумесяцами. Стены внутри декорированы изречениями из Корана, арабесками, мукарнами и изображениями тюльпанов. Огромный двухуровневый молельный зал освещают большая потолочная люстра диаметром 25 м и мягкие рассеянные солнечные лучи, проходящие через витражные окна. Красота.

Парадный шлем и наручи: Оружейная палата Московского Кремля

В Оружейной палате хранится внушительная коллекция оружия и доспехов русской знати XV–XVI веков, созданных османскими мастерами. Все предметы отличаются искусным исполнением и изящной отделкой. Восточные доспехи были востребованы в русском государстве в тот период: боевой стиль стал требовать быстроты и маневренности, чем славились тюркские народы, поэтому в обмундировании знатного воина появились сфероконические шлемы и кольчужные бармицы. Из оружия обязательными элементами были булатные сабли и саадаки — лучный набор для всадников.

Подобные предметы русские либо сами закупали на Востоке, либо получали в качестве дипломатических подарков, как парадные доспехи, принадлежавшие князю Федору Мстиславскому (ок. 1549/1551—1622).

Эти доспехи украшены в османском стиле с традиционными элементами вроде тюльпанов, выполненных в технике таушировки (золотой насечки). Кроме золота, османские мастера искусно инкрустировали оружие еще и драгоценными камнями. Здесь использованы рубины, мелкая бирюза и изумруды, причем камни выбраны неслучайно. Красный у мусульман символизировал богатство, голубой — благородство, а зеленый — рай. Декор шлема включает арабскую вязь с цитатами из Корана с пожеланием победы.

Картина «Женщина у окна»: Государственный музей Востока, Москва

В XIX веке иранская живопись приобрела уникальные черты. Этот стиль, не похожий ни на что другое в мировой истории искусств, назвали каджарским в честь правившей тогда династии. Каджарская живопись — это масштабные парадные портреты, а также неформальные изображения придворных и женщин из гарема в разных позах, в том числе во время танца или музицирования.

Эпоха Каджаров не была стабильной и благополучной, на нее выпали две русско-персидские войны и опустошение казны. И парадные портреты стали способом показать всему миру, в частности в рамках дипломатии, блеск и могущество династии. Тонкая проработка деталей — несомненное наследие книжной миниатюры, из которой выросла станковая живопись. Показная роскошь — подражание императорам Великих Моголов, что связано с захватом Надиршахом Афшаром (прав. 1736–1747) Дели в 1739 году. Техника исполнения, реализм и переход к масляным краскам демонстрируют влияние европейской живописи, а безэмоциональные сюжеты с фривольными сценами — европейского барокко и рококо.

В картине «Женщина у окна» проявилась вся эклектичность каджарского стиля.

Костюм — полупрозрачная рубаха с глубоким вырезом, — несмотря на странный вид, вполне реален. Руки и ноги героини покрыты хной — перед нами наложница: знатных женщин или профессиональных танцовщиц всегда изображали более сдержанно. В контексте исламского искусства может шокировать наличие на полотне графина для вина и бокала, однако в XIX веке иранцы действительно употребляли спиртные напитки, но непублично. Внешность героини отражает стандарты красоты того времени, стремление выглядеть по-европейски проникло в Иран уже после падения Каджаров.

Ваза Фортуни: Эрмитаж, Санкт-Петербург

Альгамбрские вазы — уникальные произведения испано-мавританской люстровой керамики. В мире их сохранилось не более дюжины, но лишь две в хорошем состоянии. Это большие сосуды высотой до 150 см, по форме напоминающие амфоры. Яркая особенность таких ваз — плоские ручки-крылышки. Вазы служили предметом декора во дворцах Альгамбры и предназначались для хранения питьевой воды.

Поверхность вазы Фортуни покрыта изысканными каллиграфическими надписями, выполненными куфическим письмом, и геометрическими орнаментами, характерными для Гранады. Арабский текст по центру — это пожелания крепкого здоровья владельцу изделия. Выше, в орнаментальных кругах, читается слово «восторг», оно показывает особое отношение к чистой воде в арабской культуре.

Ваза носит имя своего прежнего владельца, художника Мариано Фортуни (1838–1874), большого ценителя исламского искусства. Его богатую коллекцию можно увидеть на картине Рикардо Мадрасо (1852–1917) «Студия Марии Фортуни в Риме» (1874). Всего у художника было три такие вазы, эту он случайно нашел в одной из церквей Андалусии: в ней хранили святую воду.

После смерти Фортуни вазу приобрел князь Александр Базилевский (1829–1899), чья коллекция вместе с вазой изображена на акварели Василия Верещагина (1842–1904). В 1884 году все собрание было выкуплено для Эрмитажа.

Соборная мечеть: Санкт-Петербург

Стиль мечети — северный модерн, родившийся в Петербурге под влиянием скандинавской культуры, — вызывает сомнения только на первый взгляд. Здание действительно напоминает архитектуру Востока: искушенный глаз сразу отметит сходство с мавзолеем Гур-Эмир в Самарканде, их купола практически не отличить друг от друга. И только рассмотрев соборную мечеть детальнее, можно понять, что ее архитектор Николай Васильев (1875–1958) не копировал мавзолей Тимура, а произвел его стилизацию.

В 1907 году в Петербурге объявили конкурс на лучший проект соборной мечети. Одним из условий было соответствие архитектурной специфике города, выстроенного в духе северного модерна. Оба проекта Николая Васильева — «Тимур» и «Арабески» — оказались успешными. Предпочтение отдали проекту «Тимур», который архитектор немного доработал. Над украшением мечети трудились мастера из Гатчины, крымско-татарский каллиграф Осман Акчокраклы (1879–1938), русский керамист Петр Ваулин (1870–1943).

Мозаичное оформление купола, сотовый свод порталов, медальоны, орнаментальная вязь выполнены в лучших традициях восточной культуры.

Но все же северный стиль доминирует над восточными мотивами. Отличительные черты северного модерна — контрастное сочетание форм и фактур, синтез естественных и искусственных отделочных материалов, вызывающих ощущение тяжеловесности и холода. Фасад мечети, несмотря на тонкие орнаментальные узоры и разноцветные керамические изразцы в украшении купола, выглядит сдержанно: он облицован серым гранитом, который «успокаивает» восточную экзотику своей суровостью.

По материалам книги «Главное в истории исламского искусства».

Купить: МИФ / Ozon / WB / Читай-город

Обложка и иллюстрации из книги.

Рубрика
Культура
Похожие статьи