Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Audi — Мудрецу, Dyson — Магу, Chanel — Гедонисту. Как бренды используют архетипы?
3 мая 1 579 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Проявление древних образов — архетипов — можно наблюдать не только в искусстве, но и в реальной жизни, в частности в моде, дизайне интерьеров, рекламе, шоу-бизнесе и политике. Рассказываем, как используют архетипы популярные бренды: Chanel, Dyson, Red Bull, Coca-Cola, Harley-Davidson и другие — вместе с книгой «Возвращение героя».

Сила единения

Большинство из нас хотят ощущать сопричастность — например, с какой-либо группой лиц или с одним вдохновляющим нас лидером. Иногда нас влечет какой-то образ, который нам нравится или которому мы хотим подражать. Так мы нащупываем свою индивидуальность и понимаем, чего же нам не хватает для достижения схожести с идеалом. Чувство сопричастности также помогает ощутить свое «я» внутри близкой нам по духу группы и осознать силу этого единения.

На этой обложке журнала Vogue 1922 года архетипы Родителя и Гедониста представлены в образе столь же изысканной, сколь и заботливой мамы

Именно по этой схеме трудятся маркетологи, выбирая целевую аудиторию и создавая бренд или товар в соответствии с ее чаяниями.

  • С одной стороны, компания-производитель отталкивается от ожиданий аудитории, делая необходимый той продукт.
  • С другой — укрепившись в сознании среднестатистического покупателя как незаменимая, компания убеждает его приобретать предлагаемые товары и услуги снова и снова, все больше и больше. И ей это удается именно благодаря прочной связи архетипов компании и покупателя.

Последний удовлетворяет собственную потребность в поиске и утверждении своего архетипа — это один из простых способов создать свой образ и управлять производимым на других впечатлением. Компания же формирует имидж бренда, ориентируясь на заданный архетип.

Грамотно выстроенный бренд по всем перечисленным пунктам полностью соответствует тому, что продает.

Разбираем примеры

Adobe, как и программы, связанные с наукой и разработками, — это стихия Творца. За подобными брендами представители этого архетипа, как и все, кто с ним себя ассоциирует, пойдут, как дети за гамельнским крысоловом. Стремясь создать нечто свое, особенное, аудитория с радостью принимает то, что предлагают эти бренды, ведь они помогают осуществить задуманное — творчески, по-своему.

У Adobe много продуктов: например, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Adobe Premiere Pro. Источник

Dove даже в цветовом решении транслирует идеи чистоты, свежести, ясности и простоты — всего, что так созвучно архетипу Ребенка.

Реклама Dove в 1950-е годы. Источник

Мудрецу близки такие бренды, как Audi или TED. Первая рисует перед нами образ «умного» автомобиля, которым управляет зрелый, уверенный в себе, опытный и готовый поделиться этим опытом человек. TED — аббревиатура от англ. technology, entertainment, design (технологии, развлечения, дизайн). Миссия фонда TED — распространять идеи ведущих мировых мыслителей и новаторов.

Выступление на конференции TED Келли МакГонигал — автора книги «Сила воли».

Маг — тот, кто делает невозможное возможным. Как и компании по производству кино, средств по уходу за домом, лицом и телом — те, что предлагают решение проблем, казавшихся неразрешимым: например, Dyson, освобождающий домохозяек от рутины. Благодаря Dyson пылесосы стали крутыми, интересными и сказочно дорогими. Компания находит инновационные решения для облегчения повседневных забот.

Сегодня компания Dyson распространила этот подход на все, что способно превратить жизнь в сказку: от выпрямителей для волос до очистителей воздуха. Источник

Бунтарям помогают самовыразиться компании, производящие товары для экстремального отдыха и вредных удовольствий; броскую атрибутику и одежду для всех, кто выбивается из стройного ряда добропорядочных граждан и «нейтральных» субкультур. Harley-Davidson, все марки крепкого алкоголя и сигарет, дома моды Вивьен Вествуд и Жан-Поля Готье — в полном распоряжении Бунтаря.

Основатели Harley-Davidson создали не просто средство передвижения, а стиль жизни — бунтарский

Славный малый находит все, что нужно, у производителей джинсовой одежды, доступных массовых товаров и фастфуда: IKEA, McDonald’s, KFC, Tako Bell, Gloria Jeans. Непритязательному Славному малому близко все, что может сделать его счастливую жизнь комфортной, несложной, в хорошем смысле обычной.

Реклама бренда Gloria Jeans. Источник

Шут наслаждается товарами и услугами брендов, доставляющих радость и веселье, дарящих смех и обещающих легкость бытия. Представителю этого архетипа близки каналы, показывающие ролики стендаперов или летсплейщиков. Шут ценит товары компаний, производящих сладости, снеки, газировку и пиво: Red Bull, Coca-Cola, Lay’s. Что-то, что сулит удовольствие или хотя бы демонстрирует его в рекламе — смешной или провокационной, с забавной озвучкой или с участием приглашенных комиков, блогеров и поп-исполнителей. Отличный пример — реклама бренда Old Spice.

Реклама бренда Old Spice. Источник

На Гедониста ориентируются большинство люксовых марок вроде Chanel или Longines, производителей духов, вина и сигар. Эти бренды обещают наслаждение на всех уровнях: эстетическом, физическом и духовном.

Реклама аромата Chanel. Источник

Желания Правителя исполняют бренды, подчеркивающие потенциал, силу и власть. Mercedes-Benz, Brioni и т. д. — все, что позволит ассоциирующему себя с Правителем покупателю еще больше поверить в себя и транслировать эту уверенность другим.

Реклама автомобиля Mercedes-Benz. Источник

Родителю помогают бренды, помогающие заботиться о других: Pampers, семейные автомобили Volvo, все компании по производству здорового питания, комфортной одежды из натуральных тканей, мебели из естественных материалов и т. п.

Реклама автомобиля Volvo. Источник

Apple — типичный бренд Искателя (с чертами Творца). Искатели — герои-одиночки, ученые, романтики, вечные исследователи и путешественники. Немного эгоцентричные, чуточку снобы, противопоставляющие себя силе большинства, его сплоченности и единению. Помимо легендарной марки Стива Джобса, к брендам архетипа Искателя относятся те, что предлагают товары для путешествий, походов, духовных и телесных практик: как, например, The North Face или «Экспедиция».

Реклама The North Face. Источник

Все спортивные бренды, а также производители товаров военной тематики удовлетворяют запросы Героя. Его прельщает все, что способствует развитию и утверждению выносливости, силы, ловкости и физического развития: Nike, Adidas, Puma, Reebok…

Стиль представителя определенного архетипа вписывается в то, что транслирует бренд, ассоциирующий себя с этим же архетипом. Резюмируем: спортивный стиль подойдет Герою, авторские, нестандартные решения — Творцу. Яркие, позитивные молодежные и детские марки, бренды, ориентированные на те или иные субкультуры, отлично соответствуют Шутам. Бунтари выбирают ломающие привычные устои марки: хулиганские, дерзкие, на грани приличий и морали. Давайте посмотрим, как могут выглядеть представители каждого архетипа.

По материалам книги «Возвращение героя»: МИФOzonWBЧитай-город

Похожие статьи